Лучшие фильмы Акиры Куросавы


91 Заветное // 12.04.2017

Фильмы японского режиссера Акиры Куросавы получили признание во всем мире. Источниками вдохновения для него стали национальная история и период Сенгоку, классическая литература Англии и русские писатели. Фильмы мастера, в свою очередь, оказали огромное влияние на мировой кинематограф (и «Звездные войны» в частности) и другие виды искусства. Наивысшим вкладом Куросавы в киноискусство считается сближение культур Запада и Востока. Если вы интересуетесь культурой Японии и ее военной историей, то начать знакомство можно c подборки самых важных творений великого режиссера.

Семь самураев (1954)

Фильм посвящен Сенгоку Дзидай — эпохе феодальной раздробленности и постоянных войн в средневековой Японии. Устав от регулярных грабежей, крестьяне пытаются нанять воинов. Платить нечем, поэтому защищать деревушку от налетчиков отправляются “голодные” самураи, согласившиеся рисковать жизнью за еду. В фильме ярко показано, как неуправляемая орда налетчиков разбивается о мастерство и тактику семи храбрых бойцов. В ходе нескольких столкновений деревушку удается отстоять, разбойников — перебить, но часть самураев гибнет. После этого крестьяне моментально теряют интерес к своим защитникам и возвращаются к обыденности. Заканчивается история словами одного из защитников: “Судьба самурая — терять”.

Фильм удостоен множества наград и оказал сильное влияние на современный кинематограф. Американский вестерн “Великолепная семерка” в точности копирует сюжет “Семи самураев” (дважды: оригинал и ремейк), то же самое делает 17 эпизод 2 сезона сериала Star Wars: The Clone Wars и еще множество фильмов.

Телохранитель (1961)

Действие этого фильма разворачиваются в XIX веке, незадолго до революции Мейдзи, в результате которой власть от сегуна перешла к императору. Самурай без хозяина, ронин, называющий себя Сандзюро (с японского имя переводится как “Тридцатилетний”), прибывает в городок, раздираемый распрями двух банд. Сандзюро по очереди нанимается работать телохранителем в обе банды и стравливает их друг с другом до тех пор, пока негодяи не уничтожают друг друга. Выживших хитрый ронин добивает самолично, а затем покидает утихомиренный город.

Фабулу “Телохранителя” неоднократно копировали другие режиссеры. В частности, Сержио Леоне позаимствовал сюжет для спагетти-вестерна “За пригоршню долларов”, ставшего дебютным фильмом для молодого Клинта Иствуда. В гангстерском боевике “Герой-одиночка” с Брюсом Уиллисом те же события разворачиваются в США 1930-х годов. Сцену, в которой собака несет в зубах отрубленную человеческую кисть, у Куросавы заимствовали вообще все, кому не лень, даже Никита Михалков.

Тень воина (1980)

Еще одна картина мастера, посвященная Сенгоку Дзидай. Такеда Сингэн, удачливый военачальник и правитель клана Такеда, прославившегося постоянными набегами на соседей, вознамерился захватить Киото и объявить себя новым сегуном Японии. Однако по пути к столице Синген внезапно умирает. Понимая, что известия о смерти правителя заставят врагов клана сплотиться и совместными усилиями уничтожить его, военачальники садят на трон двойника Сингена.

Бывший вор, ставший “тенью великого воина”, не имеет никакого влияния и может лишь бессильно наблюдать, как гибнет некогда великий клан Такеда, оказавшийся во власти нового недальновидного правителя — сына Сингэна. Кульминацией картины становится реконструкция знаменитой битвы при Нагасино, в ходе которой непобедимая кавалерия Такеда бесславно гибнет под массированным ружейным огнем объединенной армии кланов Ода и Токугава.

Ран (1985)

В этом фильме режиссер переносит действие Шекспировского “Короля Лира” в средневековую Японию, полную переворотов и междоусобиц. Глава могущественного клана внезапно устраняется от власти, разделив свои владения между тремя сыновьями. Однако не все оценили такой жест, и в клане начинается смута, жертвами которой поочередно становятся все действующие лица.

“Ран” — это название японского иероглифа, обозначающего ”хаос”. Большую часть событий фильма можно охарактеризовать именно этим словом. В целом, фильм, как и его первоисточник, является отличной иллюстрацией того, что происходит, когда сильный правитель принимается чудить.

Особенное внимание в “Ран” уделено сражениям, они показаны с высокой достоверностью. Для этого в съемках было задействовано полторы тысячи статистов, а костюмы для актеров шили два года. Декорациями сцены со штурмом стал выстроенный у подножия горы Фудзи замок, который в ходе съемок сожгли.

Спустя 15 лет после выхода фильма его фрагменты использовались в качестве заставки для компьютерной игры Shogun: Total War, посвященной войнам периода Cенгоку.

Трое негодяев в скрытой крепости (1958)

Эпоха воюющих провинций вдохновила режиссера на множество фильмов, и на этот раз перед нами история междоусобиц глазами неудачников. Крестьяне Тахэй и Матасити, сражавшиеся за проигравшую сторону, пытаются уцелеть по дороге в родную деревню, но встречают двух спутников — принцессу побежденного клана и генерала, который пытается доставить ее на безопасную территорию. Генерал предлагает крестьянам сделать хоть что-то полезное и помочь в охране принцессы. Соблазнившись обещаниями награды, Тахэей и Матасити соглашаются помочь генералу.

По словам Джорджа Лукаса, история “Трех негодяев” оказала влияние на построение сюжета “Звёздных войн”. В частности, Лукас указывал на параллель между роботами C-3PO и R2-D2 и крестьянами Тахэем и Матасити. Сходство принцесс также нельзя не отметить.

Помимо прочего, в фильме предельно доступно показано отношение правящего сословия к крестьянам, которых нещадно обирали под предлогом военных расходов, сгоняли на земляные работы, словно скот, и использовали в качестве живого щита в сражениях.

Дерсу Узала (1975)

Эта оскароносная кинокартина создана Акирой Куросавой совместно с “Мосфильмом” в ходе его двухлетней командировки в Сибирь. Она основана на романах путешеcтвенника Владимира Арсеньева “По Уссурийскому краю” и “Дерсу Узала”. Фильм повествует о том, как в условиях опасной исследовательской экспедиции по Дальнему Востоку родилась и крепла дружба двух совершенно непохожих людей — исследователя Арсеньева и охотника Дерсу, ставшего частью тайги и живущего по ее законам.

Куросава намеренно создал картину не столько приключенческой, сколько философской, призывая зрителя задуматься о проблеме вмешательства человека в дикую природу. Нельзя не отметить актерский состав картины: в экранизации истории Дерсу приняли участие Юрий “брат доктора Ватсона” Соломин, тувинец Максим Мунзук, тигр Артем, медведица Ритка и изюбриха Катька.

Расёмон (1950)

Расёмон — это замковые ворота, строившиеся в городах древней Японии. В развалинах одних таких ворот повстречались трое — дровосек, монах и странник. Первые два рассказывают третьему о том, как были свидетелями на суде по делу об убийстве самурая и изнасиловании его жены. Все участники процесса изложили судье разные версии происходивших событий, и герои фильма пытаются понять, где же истина.

“Расёмон” принес Куросаве мировую известность и первые награды, а также породил новый жанр кинофильмов, где одно и тоже событие воспроизводится с разных точек зрения. Привет, Квентин!