Лучшие мобильные игры 2012 года


279 Заветное // 18.01.2017

На повестке дня мобильные развлечения — то есть игры для смартфонов и планшетных компьютеров, созданные для того, чтобы играть в них на ходу, на бегу, между делом, лежа на пляже или сидя на лекции, например. Весь 2012 год я играл, восхищался, разочаровывался – и вот: делюсь с вами ощущениями и рассказываю, на что действительно не жаль потратить пару долларов и несколько часов своей жизни.

Totem Runner

Открывает список игра одновременно стремительная и стильная – Totem Runner. В этом симуляторе папуаса-спринтера мы должны спасти мир от громадного черного чудища, на бегу засеяв все окружающее пространство цветами. Чтобы жизнь не казалась слишком уж радужной, на папуаса постоянно нападают различные твари и падают камни, а он в ответ может превратиться в орла, клыкастого кабана или обратно в сеятеля. Орел, как можно догадаться, летает, кабан — бодает, а сеятель — озеленяет. Игра достаточно сложна, и если забег по стильным джунглям и деревням становится слишком натужным, можно превратиться в дракона, который, наплевав на все препятствия, долетает до финишной черты любого уровня. За стильную картинку и музыку Totem Runner, разработанный, к слову, в России, попадает на 10 место в списке.

Lili

На 9 месте списка игра Lili про девочку Лили. Лили отправилась собирать гербарий, а попала на остров, населенный милыми деревянными големами и придурковатыми призраками, поработившими големов. Големы девчушку, разумеется, тут же принимают в ряды местной повстанческой армии и отправляют на борьбу с поработителями – на прополку. Именно так, на прополку. Видите ли, на спине каждого негодяя-призрака расположена клумба, и чтобы победить его, необходимо вырвать из нее все цветы. Лишившись цветов, клумбопризраки отправляются оплакивать свое горе в призрачный мир и более под ногами не мешаются. Вот так, через прополку и приходят в сказочный мир демократические свободы. Признаться честно, весь этот садово-огородный терроризм на бумаге выглядел сомнительно, однако сомневались мы напрасно – перед нами действительно яркая, забавная и на редкость добродушная игра. Девятое место за ней!

Puzzle Craft

Восьмое место списка лучших мобильных игр занимает польский паззл с прокачкой – Puzzle Craft. Поначалу эту игру можно принять за очередную «ферму» – кругом коровы, холопы, морковку сожрали крысы, нужно больше минералов. Однако это лишь совсем поначалу, дальше выясняется, что урожай на поле и минералы в шахте, требующиеся для превращения чахлой деревни в преуспевающее село, добываются по технологии match-3, то есть «сложи в кучу три одинаковых картинки». Поковырявшись в земле чуть дольше, вы узнаете, что если в деревеньке построить амбар, то на огородное матч-три-поле начинают забегать свиньи, а вовремя нанятый лесник помогает рубить и складывать в поленницы не только дрова, но и волков, что ловко уплетают особо ценные породы курей. Именно за счет своего постоянного развития, привносящего новые игровые элементы в житье-бытье будущего колхоза–миллионера Puzzle Craft станет идеальным таймкиллером для всех, кто готов чуть-чуть поднатужиться и разыграть многоходовую комбинацию, в результате чего из грязевых завалов в шахте можно выцарапать алмаз.

Horn

Если «Лили» была про девочку и для девочек, то вот вам мальчишеский вариант – Horn. В этой приключенческой игре чрезмерно похожий на Линка мальчик по имени Рог в одно героическое лицо сражается с големами, заполонившими его страну. Сражения прерываются акробатикой, поездками на черепахах, поиском сокровищ и сбором кристаллов, за которые в ближайшей кузнице можно выковать страшный меч-хвосторуб или новенькие доспехи. Большая часть приключений проходит под ехидные комментарии одного из ненавистных големов – точнее, его головы, умудрившейся не только остаться в живых после отделения от туловища, но и регулярно портить настроение окружающим. По сути, перед нами Fable для мобильных платформ: добрый, милый, нескучный и по-мобильному компактный. Без каких-либо раздумий отдаю ему седьмое место.

Autumn Dynasty

На шестом месте – стратегия в реальном времени Autumn Dynasty, повергшая меня в восторг своим визуальным стилем. Выглядит она, словно ожившее полотно китайской живописи, на котором запечатлены величайшие битвы древности: среди изящных елок и крутых гор сходятся в битвах многочисленные отряды чернильных воинов. Управление тоже не подкачало – оно получилось на редкость ухватистым и простым. Это немаловажный фактор для стратегий в реальном времени, ведь на счету – каждая секунда, враг не дремлет и плодит новые отряды. Именно таким мог бы стать мобильный Total War, но не стал, а посему именно «Отэм дайнасти» получает шестое место в списке лучших игр для мобильных устройств. С нетерпением ждем аддон про русские войны, оформленный под хохлому.

Punch Quest

От сложного идем к простому – от баталий к частному мордобою. Встречайте Punch Quest – игру, где есть всего две команды: «врезать в пузо» и «зарядить в челюсть». Все остальное главный герой игры делает самостоятельно. Вы же, завидев толпу гадких монстров, должны сделать сложный моральный выбор: в пузо или в челюсть. За каждого поколоченного разработчики присылают вам кучу денег, которые можно потратить на доступ к новым уровням с новыми монстрами, на новые суперудары и – внимание — на новые шапки. Поклонники Team Fortress со мной согласятся: шапки — это не хухры-мухры, это — олицетворение всего самого крутого и вожделенного в целом мире, поэтому игра, где можно овладеть тысячей шапок, попросту не может быть плохой. Ну и помимо прочего, если вы хоть раз путешествовали общественным транспортом в час-пик, то наверняка согласитесь: порой хочется забыть про пиететы и навешать тумаков всем, кто подвернется под руку. Punch Quest позволяет сделать это в любой момент и в любых количествах, причем без печальных последствий, описанных в уголовном кодексе. За это ему — пятое место в нашем рейтинге.

Knights of Pen & Paper

Скажите, приходилось ли вам когда-нибудь играть в настольные ролевые игры? Если да, то вам отчаянно повезло: Knights of Pen & Paper – игра для вас. Если не приходилось, то вам все равно повезло: вы наконец-то узнаете, зачем люди, похожие на ботанов, сидят за столом, пьют сок, разговаривают, как гендальфы, и бросают игральные кости. В этой игре вашими персонажами станут паладин-менеджер среднего звена, танкующий разносчик пиццы, бабуля-берсерк и младший брат-непоседа с чудовищным бонусом к инициативе. Силами зла управляете тоже вы, самолично выбирая, каких монстров и в каких объемах придется лупцевать дубьем. В Knights of Pen & Paper, словно во всамделишной «настолке», нет графики, музыки, спецэффэктов – все построено на воображении, и это прекрасно: наше с вами воображение лучше любых Кэмероновских технологий и не так быстро сажает батарею смартфона. Вот за это вот за все, а также за то, что разработчики родом из Бразилии, где много диких обезьян, Knights of Pen & Paper попадает на четвертое место в списке лучших мобильных игр 2012 года.

Baldur’s Gate: Enhanced Edition

На подходе – тройка финалистов, тройка лучших мобильных игр 2012 года, но я сделаю финт ушами и вместо них поговорю о Baldur’s Gate: Enhanced Edition – самой долгожданной игре в среде мобилизованных хардкорщиков. Baldur’s Gate – вечный хит всех времен и народов от студии Bioware, вышедший в 1998 году на ПК. На мобильную версию легенды возлагались определенные надежды, например, она должна была разбавить собой ряды однообразных паззлов и фритуплеек, заполонивших App Store, а также доказать всем злопыхателям, что на мобильных устройствах может существовать и успешно зарабатывать деньги игра сложнее казино-автоматов и ферм. Так все и вышло: Baldur’s Gate разбавил и доказал. Однако выяснилось, что играть в глубокую ролевую игру, требующую полного в себя погружения, на бегу в метро или на паре в университете попросту некомфортно: невозможно сосредоточиться на километровых диалогах и параметрах спасбросков. Играть в нее лучше дома, развалившись на диване. Именно поэтому я, скрепя сердце, вычеркиваю великую «Балдурс Гэйт» из списка лучших мобильных игр с формулировкой «за практически полную потерю мобильности», вручаю ей спецприз «Фанатские слезы» – и наконец, приступаю к тройке лидеров.

Galaxy on Fire 2 HD

На третьем месте – игра, лишившая Александра Юрьевича покоя, а его семью – самог’о Александра Юрьевича аж на 80 часов жизни: Galaxy on Fire 2 HD. Это классический симулятор космического авантюриста, путешествующего по галактике в поисках наживы. Путей для наживы предостаточно: выполнение квестов, грабеж торговцев и пиратов (при этом обязательно нужно кричать «грабь награбленное!), челночная торговля, охота за головами, грузоперевозки – в общем, есть где разгуляться. В комплекте с этими развлечениями идет невыносимо прекрасная галактика с планетами, космостанциями, всполохами плазмы и взрывающимися во всю «ретину» вражескими кораблями. По правде говоря, Galaxy on Fire 2 настолько хороша, что могла бы запрыгнуть на второе, а то и на первое место рейтинга, однако помешало ей одно обстоятельство: игра была выпущена аж в 2010 году. Что же она делает в топе? Как она в него попала? Понятное дело, не через постель. Дело в том, что именно в 2012 году Galaxy on Fire 2 стала самой собой: обзавелась двумя масштабными дополнениями и одним крохотным аддончиком, а также оснастилась ретина-красотами, от которых все абсолютно без ума. Даже Apple впечатлилась и поместила Galaxy on Fire 2 в свой Зал Славы, где уже прописались обе части Infinity Blade. Словом, «ты прекрасна, спору нет», залезай на парапет, в смысле, на третье место рейтинга лучших мобильных игр.

Waking Mars

В то время, как космические корабли бороздят просторы айпэдов, а ботаны собираются с духом, чтобы одолеть очередной пакет сока, мы приближаемся игре года номер два, то есть практически к вице-президенту рейтинга мобильных развлечений. Им стала игра Waking Mars, не имеющая ничего общего с насилием, при этом и ничего общего с шоколадными батончиками у нее тоже нет. В Waking Mars пред нашими глазами разворачивается история научно-исследовательской экспедиции, прибывшей на четвертую от Солнца планету. Главный герой, китайский космонавт Лянь спускается в подземные марсианские пещеры, чтобы найти там потерявшегося исследовательского робота, и Марс тут же раскрывает Ляню весь свой богатый внутренний мир. Чтобы проникнуть в отдаленные закоулки подземных туннелей, Ляню приходится восстанавливать местную экосистему: сажать инопланетную капусту, подкармливать квази-тараканов, удобрять почву, – только тогда сытая и икающая марсианская живность пропускает его глубже в пещеры, где таятся истинные причины всего, происходящего на экране вашего мобильника. Признаемся, идея игры про космического крестьянина, заполняющего дыры в экосистеме активно размножающейся и пожирающей друг друга живностью, поразила нас своей нетривиальностью. Ну в самом деле: в мире предостаточно игр про разнообразные смертоубийства и вырванные гланды, поэтому на втором месте рейтинга – мирный земледелец в скафандре. Пусть Марc просыпается.

10000000

Все игры, что перечислялись до этого, безусловно достойны ваших денег и вашего внимания, но что же, что же за игра так впечатлила Александра Юрьевича, что он задвинул ее на первое место? «Десять миллионов!» Игра выглядит очень своеобразно. В ней практически нет графики, арт-дирекшена и прочих изысков, даже иконка у нее родом из махровых восьмидесятых. «Десять миллионов» круто замешивает две механики – endless runner и match-3. Под аккомпанемент chiptune-саундтрека по коридорам, выполненным стилистике «вырви глаз» бежит некий гражданин, мечтающий накопить 10 миллионов баксов, чтобы свалить уже из этого кошмара на Бали.

Мне кажется, что это история про зиму и меня, на самом деле.

Дорогу герою преграждают различные твари, запертые двери и сундуки с сокровищами, мимо которых невозможно пройти. Методика борьбы с ними самая простая: чтобы треснуть врага по кумполу, нужно сложить в ряд три меча, чтоб вскрыть замок или дверь – три ключа, и так далее. При этом, как и в любых раннерах, промедление смерти подобно: чем дольше соображаешь, тем меньше времени будет на разбирательства со следующей преградой. В паузах между забегами можно делать апгрейды оружия, изучать новые убегательные навыки и храпеть, лежа на кровати. Вот такая вот нежданно-негаданная глубина геймплея, поразившая меня в самое сердце.

Игра являет собой сбывшуюся мечту инди-разработчика: автор «Десяти миллионов» занимался ей в свободное от работы время, и успех игры – как медийный, так и финансовый — стал неожиданностью даже для него самого. Что уж говорить о, окружающих? Они тоже ошалели от неожиданности. За убедительный пример того, что идея важнее обертки, «Десять миллионов» получает первое место в списке лучших мобильных игр 2012 года.

На этом все, друзья. Играйте в хорошие игры!


Текст писался в 2012 году. В тот год я купил свой первый iPad и смотрел на мир мобильных игр широко открытыми глазами.