Command & Conquer: 20 лет серии


1349 Заветное // 27.12.2016

Более 20 лет назад вышла первая игра в серии Command & Conquer. Эта серия примечательна тем, что стала эталоном для производства стратегий в реальном времени, породила десяток продолжений, сотни игроклонов и одного мессию — Кейна. Самое время обсудить, какая игра в серии остается лучшей.

Command & Conquer: Tiberian Dawn

В 1995 году компания Westwood Studios выпустила первую игру в серии Command & Conquer. Она запускалась под операционкой MS-DOS, но при этом издавалась на двух компакт-дисках. Оба диска были под завязку забиты шикарными видеороликами и прекрасной музыкой, а собственно игра занимала около 50 мегабайт. Command & Conquer, вслед за своей идеологической предшественницей Dune 2, задала каноны жанра на много лет вперед: выделение «резиновой рамкой» и контекстный целеуказатель помогали игроку управляться с десятками юнитов в реальном времени. Такой динамики в жанре еще не видывали, поэтому C&C прогремел на весь мир, и миллионы игроков стали участниками военного конфликта между Global Defense Initiative (местным аналогом NATO) и террористической организацией Brotherhood of Nod, возглавляемой таинственным Кейном.

Command & Conquer: Covert Operations

В 1996 году был выпущен диск с дополнительными миссиями для Command & Conquer. 15 особо сложных заданий можно проходить в любой последовательности. Помимо этого. путем запуска игры с помощью секретного ключа можно обнаружить секретную кампанию, в которой Кейн поручает игроку исследовать некую отдаленную местность. В ходе путешествия выясняется, что в джунглях непонятно каким образом выжили динозавры и радостно пожирают технику и братьев Nod.

Command & Conquer: Red Alert

В 1996 году поклонники серии получили не продолжение, а альтернативно-исторический приквел. Профессор Эйнштейн воспользовался машиной времени и уничтожил Гитлера, когда тот был еще обычным маляром. В новой альтернативной вселенной агрессором стал Советский Союз, вознамерившийся совершить мировую революцию с помощью тяжелых танков, МиГов и ядерных бомб. На канонических уже для серии видеороликах-брифингах мы регулярно видим, как Сталин убивает своих подчиненных, спит с личной помощницей и советуется с Кейном (как он туда пробрался?). Музыка стала еще убойнее, а титульный трек — Hell March — и по сей день возглавляет все чарты игровых саундтреков. Игра была выпущена в двух вариантах — для MS-DOS и для перспективной Windows 95. Версия для последней работала в царском на те времена разрешении 640х480.

Command & Conquer: Red Alert — Counterstrike

В 1997 году вышел первый аддон для Red Alert. 8 миссий за советы и 8 — за союзников, проходить можно вразнобой. Ключевой фичей стали новые войска — атомные подлодки, тесла-танки и грузовики, начиненные ядерными зарядами. Помимо этого, в игру добавили секретную кампанию, где Союзники сталкиваются с новой угрозой — огромными муравьями-мутантами.

Именно Counterstrike задала тренд: в дополнении к основной игре, помимо новых заданий, должны быть новые виды войск.

Command & Conquer: Red Alert — Aftermath

Поиграв в однопользовательские миссии Counterstrike, игроки принялись горевать о том, что новые виды войск невозможно использовать в игре по сети, поэтому все в том же 1997 году вышел второй аддон, исправляющий это недоразумение. Помимо этого, в игру были добавлены 18 миссий, добавлена новая музыка, а размеры карт для многопользовательской игры выросли в разы.

Command & Conquer (Special Gold Edition)

После триумфа Red Alert разработчики выпустили hires-версию исходного Command & Conquer. Помимо осовремененной картинки в игру был добавлен мультиплейер через интернет.

Command & Conquer: Sole Survivor

В конце 1997-го Westwood выпустила экспериментальный спинофф своей орденоносной серии. Sole Survivor был исключительно многопользовательским экспириенсом, никаких намеков на сюжет не было. Суть игры в том, что игроки выбирали себе одну боевую единицу из стандартного C&C-арсенала и пытались поскорее друг друга уничтожить. Идея оказалась не ко времени — проникновение интернета в жизнь простого народа было не слишком глубоким. В итоге Sole Survivor постарались поскорее забыть и даже не включили ни в одну из антологий серии.

Command & Conquer: Red Alert — Retaliation

Оригинальная Red Alert была портирована на Sony Playstation без заметных изменений, а вот дополнения Counterstrike и The Aftermath в 1998-м были скомпонованы в новую кампанию, где миссии необходимо проходить последовательно. Каждое задание сопровождалось видеороликами, отснятыми специально для Retaliation. До ПК-версии это счастье добралось только в виде фанатских модов.

Command & Conquer: Tiberian Sun

В 1999 году Electronic Arts приобретает Westwood Stidios, и под крылом издателя-гиганта наконец-то выходит полноценное продолжение Command & Conquer — Tiberian Sun. Сиквел получился со всех сторон шикарным и мог дать сто очков форы любому конкуренту, которых к тому моменту уже было предостаточно в жанре. Действие игры переместилось в постапокалиптическое будущее, где планета полностью обезображена тибериумом — инопланетной дрянью, из-за которой и начался весь сыр-бор во вселенной Command & Conquer. В атмосфере «фоллаутентичной» RTS террористы Nod и миротворцы GDI продолжают уничтожать все, что подворачивается под руку, используя футуристическую технику — от летающих тарелкообразных штурмовиков до разнообразных шагающих махин. Последним вовсю помогают тибериевые мутанты. Войска стали получать опыт за уничтожение врага и улучшать свои боевые характеристики прямо в ходе сражений. Новый воксельный движок обеспечивает «объем» всему происходящему, взрывы не только разносят постройки, но и выбивают огромные ямины в земле, мешая нормально строить базу, техника проваливается под лед. И, наконец, сюжетные вставки переросли в настоящий фантастический сериал с участием голливудских звезд Джеймса Эрла Джонса (голос Дарта Вейдера) и Майкла Бина (Terminator).

Command & Conquer для Nintendo 64

В 1999 году для консоли Nintendo 64 была выпущена особенная версия Command & Conquer — в полном 3D. Все уровни и модели были дотошно перенесены в трехмерное пространство, однако места на «нинтендовском» картридже было в обрез, и разработчикам пришлось пожертвовать видеороликами и качеством звука. Сейчас на это смотреть без слез, конечно, нельзя, да и тогда поклонники были разочарованы.

Command & Conquer: Tiberian Sun — Firestorm

В 2000 году Westwood выпустила сюжетное продолжение истории. Главным антагонистом стал Кабал — искусственный интеллект, помогавший Кейну в претворении его кейновских замыслов. GDI и Brotherhood of Nod объединяют усилия, чтоб утихомирить разбушевавшегося A.I., в последней миссии насылающего на жалких людишек огромнейшего робота.

Command & Conquer: Red Alert 2

В 2000 году свет увидела Command & Conquer: Red Alert 2. Побежденный в первой части Советский Союз решает взять реванш: генсек Романов и его советник-телепат Юрий атакуют США с помощью ядерных ракет. Вслед за этим, преодолев океан на бронированных дирижаблях, советский десант высаживается в Америке, разрушает статую Свободы и Пентагон. Союзники отвечают из всех стволов, привлекая на свою сторону силы природы с помощью устройства, управляющего погодой, дрессированных дельфинов и прочих выдумок Эйнштейна (да, жив курилка). Все это — под звуки великолепного Hell March 2 и в сопровождении прекрасных видеороликов. Фирменный убойный комплект.

Command & Conquer: Yuri’s Revenge

В 2001 году вышло продолжение истории Red Alert 2. Как видно из названия, Советы опять проиграли, но Юрий решил отомстить и захватить власть над миром. Впервые в серии появляется третья сторона — в многопользовательской игре можно сражаться на стороне Юрия, в арсенале которого летающие тарелки, психо-рабы, танки Гатлинга и прочая чудь, позаимствованная из дешевых фантастических сериалов 60-х. В процессе избавления от Юрия Союзники путешествуют в прошлое и встречаются с динозаврами, а бойцы СССР уничтожают базу земляка-телепата на Луне.

Command & Conquer: Renegade

В 2002 году серия неожиданно приросла шутером от первого лица. В центре происходящего — коммандо, которому поручено проникнуть на базу Brotherhood of Nod и выяснить их планы (понятно, что собираются уничтожить всех, но как именно уничтожить?). В процессе игрок катается на танках-«мамонтах» и харвестерах, вызывает на террористические головы удары орбитального ионного орудия и встречается со старыми знакомыми — профессором Мебиусом и Кейном. Фанаты серии оценили по достоинству возможность взглянуть на любимую вселенную с другого ракурса, а вот на остальных игра особого впечатления не произвела. Renegade стал последней C&C, созданной в Westwood Studios. В 2003 году компания была закрыта и переименована в Electronic Arts Los Angeles.

Command & Conquer: Generals

В 2003 году серия получила третье ответвление: к постапокалиптике тибериумной вселенной и безумному ретро Red Alert добавилась современная война с участием США, коммунистического Китая и арабских террористов. Новая RTS стала трехмерной, но распрощалась с видеороликами и шикарной музыкой. Впервые в серии боевой интерфейс перекочевал из правой боковины экрана вниз, на манер «старкрафтовского». Generals были невероятно популярны среди молодежи, а ветераны серии преимущественно бурчали.

Command & Conquer: Generals — Zero Hour

В 2003 году вышло продолжение «Генералов», в котором китайцы, арабы и янки уничтожали друг друга с утроенной силой. В целом — те же «щи».

Command & Conquer 3: Tiberium Wars

В 2007 году, наконец, вышло долгожданное продолжение злоключений GDI и Nod. Вселенная игры подверглась значительной переработке, тибериум стал кристаллом (был продуктом зараженных растений), а Кейн — инопланетным гостем. В очередной глобальной войне появился третий участник — раса инопланетян, прибывших на Землю, чтобы собрать урожай тибериума. В роликах снова звездный состав: Майкл Айронсайд («Звездный десант»), Билли ди Вильямс («Звездные войны»), Джош Холловэй (Lost), но увы, без фирменной C&C-музыки.

Command & Conquer 3: Kane’s Wrath

В 2008 вышло дополнение Kane’s Wrath, основной задачей которого было умиротворить фанатов серии, не на шутку раздосадованных пертурбациями в тибериумной вселенной. С помощью одиночной кампании, в которой Кейн вновь возвращается и начинает раскачивать лодку, разработчикам удалось заткнуть большинство сюжетных дыр и нестыковок с предыдущими играми серии. В игру вернулись некоторые виды войск из Tiberian Sun, в ней появился новые режим — Global Domination. Особую радость поклонники испытали, получив в качестве дополнительного саундтрека ремикс на Act of Instinct — самую первую композицию самого первого C&C.

Command & Conquer: Red Alert 3

В 2008 году вышла Red Alert 3, в ней сценаристы оторвались по полной. По сюжету, Советам удалось создать свою машину времени и уничтожить Эйнштейна до того, как он изобрел атомную бомбу. Вернувшись в свое время, госаппаратчики узнали, что в новой, отредактированной вселенной объявилась третья сверхдержава — Япония, чьи робото-самураи вовсю штурмуют Европу. Боевые действия новой войны разворачиваются одновременно и на суше, и на море, поэтому впервые в игре появилась возможность постройки полноценной базы на воде, присутствует масса войск-амфибий, а также трансформеры — например, самолеты, превращающиеся в подводные лодки. Всю нудную работу по зачистке территории можно возложить на бота-помощника, который способен выполнять простые приказы и рассказывать анекдоты прямо из интерфейса. В сюжетных роликах вовсю беснуются Тим Карри («Один дома 2»), Петер Стормаре («Армагеддон») и Его Воробейшество Джонатан Прайс.

Command & Conquer: Red Alert for iPad

В 2009 году вышел первый Command & Conquer для мобильных платформ — Red Alert для iPad. Игра проливала свет на события, благодаря которым СССР заполучил технологию перемещения во времени, что и привело к новой войне, о которой рассказывается в «большом» Red Alert 3. Играть можно за Советы и Союзников. Империя Восходящего Солнца доступна как встроенная покупка. С появлением Retina-устройств соответствующего обновления, к сожалению, не последовало, поэтому единственный «мобильный» Command & Conquer можно охарактеризовать как сильно упрощенную RTS со страшненькой графикой.

Command & Conquer: Red Alert 3 — Uprising

В 2009 году вышло самостоятельное (standalone) дополнение к Red Alert 3 — Uprising. В нем было еще больше клюквы и безумных юнитов — чего стоит, например, плавучая крепость, превращающаяся в летающую самурайскую голову. Кампания повествовала о том, как проигравшие предыдущую войну Советы и Империя восходящего Солнца оправляются и дают прикурить Союзникам, лидера которых вполне достоверно изображает Малкольм Макдауэлл («Заводной апельсин»). Новый режим — Commander’s Challenge предлагал игрокам 50 зубодробительных уровней, пройти которые смогли только самые терпеливые и преданные фанаты серии. Uprising стала первой игрой в серии, распространявшейся исключительно через цифровые магазины.

Command & Conquer 4: Tiberium Twilight

В 2010 году Electronic Arts выпустила Tiberium Twilight — игру, которая рекламировалась, как финальная глава в истории тибериумной вселенной. Механика четвертой части разительно отличалась от того, что мы привыкли видеть в RTS. Экономическая часть стратегии, включавшая в себя строительство базы, добычу ресурсов и подготовку огромной армии, была вырвана из Command & Conquer с мясом. Все, что осталось игроку — охота за контрольными точками. Изменения получились слишком обильными, и поклонники серии их не оценили. Провал был настолько оглушительным, что игра не удостоилась традиционных для серии аддонов.

Command & Conquer 4 Tiberian Twilight for Mobile

В пару к «большой» Tiberium Twilight все в том же 2010 году Electroinc Arts, следуя тренду, выпустила мобильную адаптацию игры, но почему-то на Java, то есть для телефонов «доайфоновской» эры. Кажется, в нее вообще никто не играл, кроме пары несчастных журналистов. От них дошли до наших времен былины об ограничении в 9 юнитов на все про все и диком сумбуре, царившем на крошечном экранчике допотопной «нокии».

Command & Conquer: Tiberium Alliances

В 2012 году состоялся запуск браузерной многопользовательской игры Tiberium Alliances, разработанной силами Electronic Arts Phenomic. Механика вновь не имела никакого отношения к стратегиям в реальном времени, сражения идут в стиле Plants vs. Zombies, то есть снизу экрана строго по прямой ползут войска и пытаются добраться до верхней части экрана, попутно сметая все на своем пути. Будем надеяться, что серия на этом не закончится, и мы увидим полноценное продолжение.

Я намеренно не стал включать в этот список не выпущенные игры серии.