Spice World


1058 Ветхозаветное // 22.08.2016

Вспоминая классику, никак нельзя не упомянуть Dune 2: The Building of a Dynasty, правда? А с другой стороны — про нее уже столько сказано… Да и человека, не знакомого с Dune 2, найти ох как нелегко. А если найдется такой, то наверняка окажется ненавистником стратегий в целом и RTS в частности. Или сознается, что во времена Dune 2 пешком под стол ходил, а как только подрос и дотянулся до мышки, тут же принялся за Dune 2000 или, на худой конец, за любую не−3D RTS среднего пошиба (как нынче модно говорить: все одинаковые). Так что давайте−ка отставим все это в сторону и обратим свои пламенные взоры на самую первую Dune, просто Dune без всяких номерных знаков в районе хвоста. Ту самую, которая не так знаменита, как все остальные “Дюны”, но зато наиболее близка к книге Фрэнка Герберта сюжетно.

4-mirror

Жанр игры точному определению не поддается, так как является этакой смесью недоквеста (с видом от первого лица) и недо−RTS (как водится — вид сверху), что само по себе достаточно оригинально, особенно для заросшего мхом 1991 года. Почему “недо−”? Объясняю: квестовая часть лишена всех классических признаков (кроме возможности общаться с окружающими) и служит в основном для получения ответов на извечные вопросы вроде “что делать?” или отдачи приказов подчиненным вам племенам фрименов — аборигенов Арракиса. Фримены — ба-а-альшие халтурщики. До приезда Пауля в очередной сиетч они занимаются исключительно тем, что день−деньской бьют баклуши. Зато потом, соблазнившись обещаниями прижать к ногтю Харконненов, легковерные пустынники вооружаются кремниевыми палками−копалками (разработка лучших умов планеты Икс) и начинают снабжать Атреидесов спайсом.

ResizedImage820514-Dune06

Рекомендуется оснащать добытчиков соответствующим оборудованием — харвестерами и орнитоптерами. Первые значительно повышают скорость и эффективность добычи спайса, а с помощью вторых можно вовремя засечь появление песчаного червя и уберечь харвестер от фигурирования в обеденном меню прожорливой твари. Технику зачастую можно обнаружить в необитаемых сиетчах или обменять на спайс у местных контрабандистов. Однако тратиться следует с умом, не забывая о том, что раз в неделю алчный Император−Падишах, абразив ему в задницу, требует свою долю пряности, запасы которой ограничены. И попробуйте только не выполнить его требования — на голову вам тут же свалятся легионы психически неуравновешенных сардаукаров, и наступит полный гамовер.

insietch

Хочу сказать, что деление на уровни в игре отсутствует — все действие происходит на огромной круглой карте Арракиса, которую можно вращать по желанию в любую сторону. Старшие товарищи подсказывают мне, что эта штука называется “глобус”, по которому придется активно путешествовать. Стимул к этому такой: чем больше фрименских поселений найдет Пауль, тем больше отрядов будет горбатиться на него — и тем больше спайса будет поступать в хранилища Атреидесов. А спайс правит Галактикой — это даже песчаной форели понятно.

thufir
Передвижение по Дюне в основном осуществляется на орнитоптере. На поиски новых поселений фрименов полезно брать с собой попутчиков — пока Пауль штурвалит орнитоптером, они шарят взором по пустыне. Прилетев в сиетч, орнитоптер можно сдать в пользование спайс−добытчикам, но делать этого не стоит — пешком далеко не уйдешь, так как добрые и гостеприимные фримены догонят вас и приволокут обратно. Единственный выход в такой ситуации — уехать домой на песчаном черве, а этому еще надо научиться. Поездка на черве — процесс весьма и весьма занятный, но вредный для здоровья. Во−первых, червь движется, извиваясь, как его далекий земной собрат на рыболовном крючке. Во−вторых, мягкие сиденья и лобовые стекла на червей не устанавливаются. В результате к концу поездки имеем изрядно припорошенного песком и пылью гонщика с мозолями на самых интересных частях тела. По какой−то неизвестной науке причине количество пассажиров, способных уместиться на гигантском черве, такое же, как у хлипкого орни, — максимум три человека. Видимо, Паулю не везет на элитный транспорт, поэтому попадаются какие−то мелкие Шай−Хулудики.

09_054_zps6e6c456a

В управлении завербованными племенами есть одна тонкость: фримены не умеют или не хотят пользоваться радио−передатчиками, поэтому для отдачи распоряжений и прочих ЦУ придется к каждому роду в гости нагрянуть, в особо тяжелых случаях — по нескольку раз на день. До тех пор пока Пауль не разовьет свои способности к предвидению и ментальному общению, жизнь юного лидера представляет собой сплошное мотание из сиетча в сиетч. К счастью, уже на раннем этапе игры будущий Муад’Диб умудряется надышаться в пустыне испарений спайса и проапгрейдиться в своих способностях до возможностей маломощного радара.

6-baron

Что интересно, где бы мы ни находились, взгляд наш всегда обращен на север (условно, конечно же, просто север — всегда вверху). Поворачивать мы не умеем (видимо, вырождение нации). Так что, как только возникает необходимость передвижения на восток или запад, приходится вспоминать крабьи привычки и гордым приставным шагом мчаться куда надо. Такая система передвижения, кстати или не кстати, очень способствует процессу под названием “блуждание в трех соснах”, или если хотите — “в трех барханах”. Спутники, судя по всему, боятся тяжелого взгляда юного герцога, поскольку во время путешествий ни одного члена партии мы узреть не можем — скрываются за могучей муад’дибовской спиной и появляются в поле зрения в основном во время разговора.

6

Как только Харконнены делают первую попытку взъерепениться, приходит время повоевать. Срочно закупаем у контрабандистов на остатки не отосланного Императору спайса бластеры, тренируем фрименов до потери пульса, пока их воинский скилл не достигает высшей отметки, раздаем самым перспективным оружие и, внимательно слушая мудрые стратегические советы нашего ментата (“Победи Харконненов или они тебе покажут, где Шай−Хулуды зимуют! Сделай хитрый ход — напади справа!”), методично давим неверных толпами вооруженных фрименов в полном соответствии с принципами стандартной стратегической игры (не боимся никого — семеро на одного), не забывая поглядывать на мотивацию и численность своих моджахедов. Численность — это своеобразные НР, а мотивация влияет на эффективность атак. Когда она низкая, эффективность всех производимых фрименами действий стремится к нулю и единственный способ исправить положение дел — наведаться к наиболее истосковавшимся и надавать им дружеских пинков. Как ни странно, мотивация всех войск повышается, если пару отрядов фрименов отправить на принудительно−воспитательные работы — садоводство в пустыне.

Только нанюхавшись спайса до полного обурения, можно поверить в то, что что−нибудь вырастет на голом песке. Но! Фримены — народ трудолюбивый и за Муад’Диба на все готовый. Их трудами пустыня зеленеет прямо на глазах — это можно наблюдать, гуляя вокруг сиетча и вынашивая коварные планы под кодовым названием “Подсидим Императора”. При взгляде на цветущие пески на ум приходит подходящее этому дурдому название — “Поднятая целина”, часть вторая: “Опущенная пустыня”. Почему дурдом? А потому, как только вы превратите очередную область Арракиса в сад−огород, черви тут же покинут это место. Нет червей — нет спайса. Нет спайса — ну вы в курсе…

06_007_leto_zpsd231f3be

Да, время в игре течет без остановок, только быстрее обычного — видимо, у Арракиса период обращения вокруг собственной оси на порядок меньше, чем у Земли. Это значит, что в то время как Пауль где−то в пустыне заигрывает с фрименками (эх, Муад’Диб, ничему тебя опыт Скуратова−Ковалева не научил…), всех его подчиненных могут запросто перебить или захватить в плен. А бывает наоборот: пока юный Атреидес разбирается с врагами, подлый племяш Владимира Харконнена ухитряется похитить подружку развоевавшегося Пауля. Это, правда, слабо влияет на игровой процесс — как выдавливали противника из фортов, так и продолжим, ведь нам нужна одна победа, а личные привязанности всяких там муад’дибов здесь ни при чем.

После захвата очередной харконненской твердыни окабаневшие от радости фримены устраивают в ней такой дебош, что приличная крепость превращается в кучу камней и получает гордое название “сиетч”.

ResizedImage820513-Dune03

Перебив всех Харконненов, захватываем резиденцию их барона Володьки, предусмотрительно обложив ее по периметру ядерными бомбами и взорвав их. К (не)счастью, пострадавших не будет — хеппи−энд, так его. Императора пошлют туда, куда Диоген телят не гонял, а Пауль займет его место и продолжит нелегкое дело тирана.

Возможно, вы еще помните, что количество спайса, который можно собрать, ограничено. Так вот, к концу игры его на Дюне практически не остается — весь заграбастан нариком Императором, либо потрачен на вооружение, так что непонятно, зачем было воевать за эту пыльную планетенку. К тому же большинство фрименов погибло за идею и им как−то наплевать, кто здесь новый Император. Но зато как клево поколбасились!

09_064_zps43a199be

Совсем забыл сказать: создателем этой бирюльки является некая фирма “Крио”, родом из Франции. Замечу, что данная команда дело девелоперское знает туго и обладает занятной способностью слегка (специально или нет — неизвестно) перевирать чужие истории. Например, с самого начала игры Пауль обнаруживает себя в замке Карфаг. А резиденция барона Владимира Харконнена — в Арракине. Что это, заговор? Подлые Харконнены подстроили? Может, родственный обмен жильем? (Кто читал книгу, знает: Владимир Харконнен — добрый дедушка Пауля. Тоже мне, устроили тут бразильский сериал.) Нет, товарищи, это CRYOрукие ребятки так внимательно книгу “изучали”. Ну и ладно. Главное, что мы знаем, как все было на самом деле. По крайней мере я на это очень надеюсь.

P.S. Спасибо П.Вязникову за отличный перевод книги. Рекомендую всем. Особенно тем, кому не понятны использовавшиеся в тексте слова.

Впервые опубликовано в Game.exe #6 ‘2001, «Письма о классике». Сейчас текст мне кажется диким, но что написано, того не вырубишь. Пусть послужит мне оправданием ностальгия по старым играм, временам и редакции. Главный редактор тогда сильно подыграл — на диск к журналу выложил саундтрек в игре, Dune: Spice Opera. Музыка шикарная, даже издавалась самостоятельным диском. Послушайте, если еще не.

Пока искал скриншоты, нашел неплохой лонгплей CD-версии с богатой для 1991 года озвучкой, но почему-то ужасной MIDI-музыкой; заностальгировал еще сильней.