Неправильные гоблины


305 Ветхозаветное // 06.09.2016

Привет, любители антикварных бирюлек! Сегодня я буду пугать вас рассказами про гоблинов. Чтобы было страшнее, я специально выкопал на свалке игровой истории трех не простых, а самых что ни на есть неформальных гоблинов.

Когда-то, давным-давно, гоблинов (а также эльфов, орков, троллей и другую фэнтези-живность) можно было встретить только в древнеисландском или каком-нибудь скандинавском эпосе. Trade mark как-никак. Так все и было, но однажды за раскрутку гоблинов (а также эльфов, орков, троллей и прочей фэнтези-живности) взялся некто Дж.Р.Р.Толкиен, ба-альшой фантазии человек. И теперь гоблинов (а чаще эльфов, орков, троллей и прочую фэнтези-живность) можно запросто встретить в любом городском парке, где они занимаются так называемым “толкиенизмом” — занятием, несомненно, полезным для здоровья.

gobliiins-1

Гоблины (а с ними эльфы, орки, тролли и еще какая-то фэнтези-живность) обосновались всюду — в литературе, в кино, в музыке (песенка “Разговор с гоблином” от “Короля и Шута” как апофеоз, если, конечно, это можно считать музыкой) и, естествен- но, в компьютерных играх. Например, в 1991 году горячими древнеисландскими парнями был совершен очередной удачный прорыв в виртуальную реальность — увидела свет игра Gobliiins, замечательный квест, созданный французской командой Coktel Vision.

Оригинальности игре не занимать. А если и занимать, то совсем немного. О сюжете можно лишь догадываться — почему-то разработчики в большинстве своем предпочитали излагать все тонкости предшествующих событий в user’s manual. Скажите, в 91-м году вы много лицензионных игр в России видели? А я еще меньше: провинция, не Москва какая-нибудь, хотя и близко. Игры, как известно из учебников истории и легенд, распространялись тогда на дискетках в тщательно утоптанном виде, и ни о каких мануалах речи быть не могло. Хуже: даже readme-файл — и тот отсутствовал. Поэтому все, что сказано о сюжете ниже, — всего лишь продукт моих досужих домыслов, возникших в процессе просмотра заставки.

gob1_019-320x200

Как следует из названия игры, главные герои квеста — те самые гоблины (а не какие-нибудь эльфы, орки, тролли или иная фэнтези-живность). И предстоит нашим героям совершить подвиг — спасти короля от жутких мучений, учиняемых каким-то вуду-пиплом. Изготовил, сволочь этакая, куклу в виде короля и давай ее булавками тыкать да перьями щекотать. Окружающие в ужасе, — король спятил, то смеется до удушья, то орет как резаный, дела государственные совсем забросил.

Для исправления сложившейся ситуации в срочном порядке был сформирован отряд, который послали спасать короля. Ну что тут скажешь?

Уж послали, так послали. Так быстро гоблинов отправили на задание, что забыли популярно объяснить — что делать-то? Основные задачи ясны: вредоносного колдуна устранить и вуду-куклу уничтожить, а вот что именно для этого предпринять? С данным вопросом предстоит разобраться в процессе собственно квестоиграния.

Сделать это легко, так как большим достоинством игры является то, что она не требует знания какого-либо языка — надписи встречаются редко и на прохождение игры никак не влияют. Персонажи либо не общаются вообще, либо бубнят нечто невразумительное (примерно как в The Sims). Не совсем понятно, зачем в игру было вводить поддержку нескольких языков — вся текстовая информация легко уместится на листе формата А4. Игру запросто сможет пройти не обученный иностранным языкам представитель коренного населения Австралии, ничего при этом не потеряв.

Ну и вот. Отсмеявшись над заставкой, обнаруживаешь себя в компании троих подозрительных личностей. Похоже, это и есть они, гоблины. Видел бы Толкиен, что ребята из Coktel Vision сотворили с традиционно злобными тварями. Вам приходилось наблюдать классического гоблина (мерзкий зеленорожий субъект с ятаганом наголо)? Так вот, совсем не похож. Местные гоблины производят благообразное впечатление и выглядят вполне по-джентльменски.

Продолжаем знакомство с фэнтезийным спецназом. Выясняется, что втроем гоблины не зря — у каждого есть особая, присущая только ему способность. Вот, к примеру, престарелый дедок приколдовывает, а красномордый тип в рогатом шлеме, отдаленно напоминающий берсерка, просто обожает дергать за все бесхозные веревки и взбираться по ним на высоту. В случае надобности не преминет пустить в ход кулаки, боевик этакий. И последний — видимо, самый образованный — обладает прямо-таки уникальной способностью переносить и использовать предметы. Ну вот, who is who, кажется, разобрались. Осталось придумать, что с этим сбродом делать.

Походив по экрану, обнаруживаешь, что ты почти что намертво заперт в одном локейшене. Попытавшись уйти через ворота и смачно получив по чайнику створками, с изумлением открыва- ешь, что у гоблинов есть health points. Ай да французы, ай да… Руки бы им за это поотрывать! Сделал что-нибудь не так — расплачивайся здоровьем! И это при том, что основным приемом играния в квесты является так называемый метод научного тыка: тут лишний раз куда-нибудь ткнуть страшно — получишь по хоботу, и дело с концом (гамовером). Смех и слезы.

С одной стороны, все происходящее на экране комично до невозможности, в том числе и потеря злосчастных НР. А с другой — будешь много прикалываться, протянешь ноги задолго до последнего уровня. В этом еще одно отличие “Гоблинов” от других квестов — игра разбита на отдельные этапы, которые проходятся строго последовательно и сделаны так, чтобы использовались возможности каждого гоблина. И любой уровень прямо-таки набит под завязку всяческими шуточками, отнимающими НР. К счастью, в “российский” комплект Gobliiins входила маленькая программочка, делавшая гоблинов чрезвычайно здоровыми парнями. Запустив этот трейнер, можно было развлекаться по полной программе, не опасаясь за жизнеспособность героев.

А опасаться стоит, поскольку гоблины абсолютно неподвластны логике привычной нам с вами жизни и отличаются общей нестандартностью поведения. Никогда не знаешь, к чему приведет очередная попытка поколдовать или дать кому-нибудь по носу, прямо как в жизни. В принципе, логично предположить, что алмаз из скалы лучше выдирать киркой, а не голыми руками. И уж вполне логичной является догадка о том, что пролом в мосту над ущельем лучше всего завалить яблоками. При этом рекомендуется использовать яблоки, увеличенные в несколько раз дедом-колдуном. И непременно не червивые! Во-первых, никакого количества нормальных яблок для заполнения пропасти не хватит, а во-вторых — представляете, что станет с бедным крошечным гоблином, когда из магически увеличенного яблока выползет магически увеличенный червячище? Так ведь и до инфаркта недалеко. Так что думайте, думайте, что творите!

Хотя все равно не поможет, всего же не рассчитаешь, как говаривал один орел-мужчина. Пото- му что слишком логичные или очевидные действия тоже могут принести ущерб здоровью. Вот пример: вызывающая ярко-красная кнопка на самом видном месте. Ну как на такую не нажать? По идее, следуя постсоветским инстинктам, наш человек должен с недоверием относиться к красным кнопкам и куда попало пальцы не пихать. Но любопытство оказывается сильней, и в результате на голову незадачливому гоблину падает “камень окаянный” (подробности см. в тексте песни “Камнем по голове”, “КиШ”), вызывая очередное уменьшение healthbar и приступ веселья у играющего.

Что здорово, так это то, что “Гоблины” перенасыщены юмором. Общая нелогичность или, если хотите, нестандартность всех действий героев игры в сочетании с доступными массам шутками абсолютно не напрягает. Даже наоборот, так и хочется сделать какую-нибудь глупость, чтобы увидеть, что же произойдет. Получается, что игра своим общим настроем как бы подталкивает игрока к правильному решению — очередной до ужаса нелогичной и смешной выходке. И это хорошо, и это правильно. В конце концов, они все-таки гоблины, пусть непохожие на своих древнеисландских предков, но от этого не менее гоблинистые.

Скажите, вам часто приходилось у себя на кухне расстреливать морковью из пушки кастрюлю в попытке сготовить овощной бульон? А для гоблинов это будни. Самый верный способ благополучно закончить игру в рекордные сроки — забыть все, чему вас учили в этой жизни, и начать смелые эксперименты с гоблинами в роли подопытных кроликов. Если вам не повезет, и вы застрянете на каком-нибудь головоломном уровне, не теряйтесь. В данной игре бороться с этим просто — начинайте использовать всё на всём и на всех, в пределах одного локейшена предметов не так уж много. Чтобы быть уверенным, делайте как минимум по три захода. Рано или поздно (зависит от вашей догадливости и удачи) вы наткнетесь на нужное решение. Для достижения хеппи-энда повторить около 20 раз — по числу уровней в игре.

Как и многие другие представители квестового жанра, Gobliiins заставляют игрока помаяться пиксель-хантингом в особо жестоких формах. Пиксели в этой игрушке большие и страшные, охотиться на такие — сплошное удовольствие. Если вы напрочь лишены фантазии, вам ни за что не догадаться, что торчащий из-за кучи серых пикселей желтый пиксель — это рыбий хвост в стене. Нужно иметь очень развитое воображение, чтобы сразу сообразить, что темный пиксель — это не пятно, а отверстие, в которое нужно вставить палку. Пока не сообразите, бедный гоблин будет самозабвенно колотить себя по макушке деревянным изделием о двух концах в надежде пробудить мудрые мысли в вашей не менее мудрой голове, постоянно теряя и теряя здоровье.

Веселые ребята из Coktel Vision приготовили сюрприз для всех квестоманов — отсутствие каких-либо сэйвов. Это особенно занятно, если помнить, что любое неосторожное действие может привести к непредсказуемым последствиям вплоть до гибели одного из гоблинов. Спасает лишь то, что уровни сами по себе небольшие и проходятся быстро. По выполнении очередной мозголомной задачи игроку торжественно вручают код доступа на следующий уровень. Таким образом, любой лентяй может запросто запрыгнуть в самый конец игры и узнать, чем же все закончилось. Как будто и так не понятно, что кончилось все хорошо. Даже еще лучше.

Впервые опубликовано в Game.exe #7’2000.

В 2011 году Gobliiins были портированы на iOS, но давно не обновлялись. Будут ли работать на iOS 9 — вопрос.