Я шел с Ганнибалом


121 Заветное // 02.06.2017

Ниша походовых стратегий настолько плотно покрыта мастерами конвейерной TBS-штамповки вроде Paradox Interactive и дедушкой Сидом (нашим) Мейером, что, казалось бы, маленькому и независимому разработчику даже пискнуть лишний раз негде. Однако они – маленькие и независимые – не отчаиваются: выхватывают свои крохи внимания из-под носа у неповоротливых «гигантеров» и празднуют свои маленькие и независимые победы.

Пристально смотрим на Forced March Games, которая решилась выпустить игру на довольно избитую тему – про Древний Рим и его окрестности, и понимаем, что разработчики – этакие луддиты: современным визуализационным технологиям предпочитают древнюю, как сам Рим, технику изобразительного искусства – рисуют фрески прямо в наших мониторах. Надо ли говорить, что такие скриншоты не затеряются ни в одном каталоге?

Название Hannibal: Rome and Cartage in Second Punic War немного пугает своей громоздкостью, но зато предельно емко доносит до нас суть игры. Играем за Ганнибала, хотим завоевать весь мир, но Рим почему-то против, поэтому начинаем вербовать африканскую пехоту, галльскую кавалерию, слонов и прочую боевую живность; блокируем вражеские порты, перебрасываем отряды из Испании в Этрурию и пытаемся захватить Сиракузы. Противник, что характерно, занимается тем же, поэтому стратегия постоянно прерывается тактикой.

Афро-италийские сражения больше похожи на детскую карточную игру в «пьяницу»: вместо когорт и фаланг – картинки, взамен мечей и щитов – нехитрая арифметика, которая временами сообщает нам, что «дважды два – это пять, ну в крайнем случае — три с половиной». В переводе с цифрового на человеческий это означает, что боевые слоны вновь потоптали римлян, но в ужасе сбежали от тщедушных венетов. Такое случается, ведь согласно правилам игры, мы, получив сообщение «Два ваших отряда сбежали, один отряд погиб», сами выбираем, кто именно сбежал, а кто – увы – погиб. Выходит, даже в армии, состоящей из одних лишь боевых слонов, всегда найдется место для пары дезертиров, будь они даже весом с грузовик-полуторку.

Hannibal: Rome and Cartage in Second Punic War невероятно хорош именно своей простотой, своей камерностью — местная карта мира способна уместиться в два экрана, разделена на 10 провинций и столько же примерно прибрежных регионов, но здесь все равно есть место для маневра и стратегического замысла. Слышанная и виденная сотню раз история про то, как карфагеняне решили извести римлян, разворачивается перед нами, изображенная на бугристой поверхности пастельными красками. Посреди голубой глазури машут веслами триремы, потрескавшаяся известь напоминает нам о белом солнце пустыни, а черные фишки идут навстречу белым. Очарование простых вещей сложно описать, поэтому просто попробуйте.