Второе пришествие


122 Заветное // 03.05.2017

Для отъявленных любителей стратегий ожидание выхода StarCraft II давным–давно стало неотъемлемой частью жизни. Проснулся, почистил зубы, пождал немного выхода StarCraft II, сходил на учебу или на работу, еще чуть-чуть подождал StarCraft II там, вернулся домой, по дороге ждал StarCraft II и листал газету, поужинал, завалился спать и засыпая, подумал: когда же она, черт ее дери выйдет? Невозможно же.

Экие мерзкие твари понарождались. А ведь смотритель предупреждал: не кормите кроликов генномодифицированной морковкой!

А теперь этот lifestyle’овый кусок взяли и оттяпали: StarCraft II наконец-то заполонила все магазинные полки, словно стая зубастых зергов. За минувшие 12 лет большая часть хардкорных поклонников первой части игры успела обрасти бородами, обзавестись женами с кучей орущих карапузов, построить карьеру успешного менеджера, да и индустрия уже не та: пока Blizzard неспешно шла к успеху, ее главный конкурент на RTS-поприще – Westwood Studios — влилась в счастливую семью карманных фирмочек игроиздательствующего гиганта Electronic Arts, где и растворилась, не оставив после себя и следа. Главный конкурент игр, заканчивающихся на морфему *Craft, как следствие, нынче чувствует себя откровенно паршиво – мы, впрочем, уже неоднократно и в красках писали, во что превратилась серия Command & Сonquer к 2010 году: невыносимое, душераздирающее зрелище.

##1##

Словом, второй сезон звездного сериала про космических тараканов и их друзей вышел «в люди» как раз тогда, когда сражаться за поголовье стратегоадептов, в сущности, не с кем: конкуренты либо передохли, либо мутировали, и остался StarCraft II единственным на всю округу представителем полузабытого вида «классическая стратегия в реальном времени», где нужно строить базу, разрабатывать апгрейды для войск, вырезать поголовье врага под ноль – и при этом никаких потасовок за богопротивные «контрольные точки». Чистая, незамутненная RTS-механика образца аж 1993 года. Счастье.

Настоящие герои вновь идут в обход, на этот раз – по подземным туннелям. Все четверо обязаны выжить.

Вообще, говоря о StarCraft II, нужно держать в голове яркое киберспортивное прошлое серии, поэтому важно понимать, что Wings of Liberty – это не одна, а целых две игры под одним заголовком. Одиночная кампания и сетевая игра существенно отличаются друг от друга — второе никак нельзя считать продолжением первого, хотя они, конечно, и являются родственниками. Именно поэтому дальше разговор пойдет исключительно о «сингле», а репортаж о мультиплейерных баталиях вы сможете найти где-то по соседству: наш мужественный репортер Петя Сальников отважно пробрался в самые дебри сетевых джунглей и уже готов, искренне матерясь от радости, поведать вам о нешуточных страстях, царящих в Battle.net второго поколения.

Проспись и пой

Blizzard такая Blizzard – вот с чего хочется начать повествование о «сингле». Вынашивая семь лет свое детище, разработчики не забывали глядеть по сторонам и в итоге позаимствовали у коллег по цеху все мало-мальски интересные решения, призванные разнообразить нашу с вами жизнь. Гений, как известно, от таланта отличается тем, что не стесняется заимствовать. В результате произведенной там и сям продразверстки кампания Wings of Liberty начинается в заштатном кабаке, среди пыли, немытых стаканов и завывания кантри-песенников, которых не помешало бы поскорее пристрелить. Именно там главный герой кампании и будущий спаситель галактик Джим Рейнор целеустремленно напивается до состояния параллельных вселенных, переживая о судьбе своей подруги Сары Керриган.

Оружейная мастерская – место наиболее интересное и ценное на всем корабле. Здесь живет злобной космогном, который придумал, как в тесный бункер, рассчитанный на четверых, засунуть еще парочку бойцов. Пусть, мол, веселятся!

Для тех, кто в момент выпуска первого Starcraft’а еще пешком под стол ходил, видимо, следует пояснить: 12 лет назад по нашему времени и 4 года тому назад по игровому летоисчислению в ходе ключевого сражения с врагом Сарочку предали и бросили одну на растерзание зергам Зерги, однако ж, оказались существами с выдумкой и сделали барышню своей королевой – от этого у нее выросли костлявые крылья и страшно испортился характер. В то же самое время Арктур Менгск – тот самый злодей-предатель, ответственный за несчастья гражданки Керриган, — захватил верховную власть над человеческой расой и объявил себя императором – разумеется, сделал он это для всеобщего блага. Что в ответ предпринял герой Джим? Как уже говорилось выше: напился. А потом еще раз. И еще. К счастью, еще сто лет назад было продумано такое понятие, как монтаж, поэтому мы перенесемся на четыре года вперед, когда Рейнору наскучило глушить самогон, и он решился, наконец-то нанести удар по империи.

Выбор сложен, но не с моральной точки зрения. Где больше бонусов – в технологиях зергов или протоссов?

Начальные миссии кампании больше похожи на легкую разминку для тех, кто давненько не брал шашек в руки: задания простые, враг мал числом и слаб умом, отовсюду торчат скрипты жестко заданных событий и приветственно машут хвостами. Впоследствии тенденции сохраняются: все миссии компании крайне толково срежиссированы; чтобы не остаться с носом, нужно лишь следовать подсказкам, что регулярно лезут из интерфейса, и покорно исполнять указания электрического адьютанта, проживающего в интерфейсной панели. Собственно, механика игры не изменилась ни на йоту: мы по-прежнему строим базу, налаживаем нехитрую экономику, добывая минералы на пару с веспеновым газом, и изо всех сил стремимся испортить жизнь противнику, используя для этого все подручные средства. Враг стремится сделать то же самое, но постоянно спотыкается о пресловутые «рельсы» сюжета, чем и дает нам изрядную фору.

Локализация выполнена невероятно качественно и дотошно. Переведены не только текст с озвучкой, но и все надписи на тектсурах и в роликах. К сожалении, существенно разнообразить голоса все еще не удается – не хватает в стране талантов.

Словом, проиграть практически невозможно, и даже беспробудно пивший четыре года Рейнор показывает отличные результаты в борьбе с имперскими прихвостнями, зергами и прочими житейскими неурядицами. В сущности, здесь можно сделать небольшой реверанс в пользу разработчиков: StarCraft II демократична настолько, насколько это вообще возможно в случае с компьютерной игрой. Для запуска не требуется какого-либо сверхмощного железа, при этом картинка на экране и число кадров в секунду не вызывают жгучего желания поскорее рвануть на радио-рынок и разжиться новым «вычислятором». Скорее, наоборот: вполне вероятно, что вы поставите под сомнение смысл последнего очень дорогостоящего «железного» апгрейда – зачем, мол? Главная стратегия года отлично работает даже на древнеегипетских счетах. Вторая часть ревернанса – в сторону пятиступенчатой коробки переключения сложностей, позволяющей превратить кампанию хоть в царство безобидных розовых пони, хоть в адово рубилово за каждую пядь земли, сопровождаемое истошными криками «ни шагу назад!», «куда прешь, тварь, сгинь с моей базы!» и «не хватает минералов».

Спальня с дюзами

Отвоевав очередную битву, мы возвращаемся на базу – первое время ее роль исполняет уже упоминавшийся кабак, но впоследствии Рейнор решает, что намного полезнее для имиджа руководить антиимперским восстанием из кубрика космического корабля – по крайней мере, так проще скрываться от полиции и шпионов. Наличие означенного корабля – главное отличие однопользовательской части второго StarCraft’а от первого, открывающее перед нами массу новых возможностей. Наиболее нетривиальной для RTS «фенечкой», видимо, стоит считать возможность пообщаться со всеми членами рейноровой банды и выслушать их мнения по самым разным вопросам. Например, приземистый рыжебородый механик, явно сбежавший из гильдии гномов World of Warcraft, постоянно переживает о судьбах мира и прочих глупостях; друг юности, примкнувший к отряду Рейнора в начале кампании после долгой отсидки, наоборот, больше думает о женщинах, нежели о политической ситуации в галактике.

Часть сражений, как и прежде, ведется в плоском, но очень обаятельном космосе.

Тратить время на болтовню не обязательно, можно сразу же перейти к делу и выяснить, что космогном не только добавил в арсенал новый вид техники, но и предлагает «нафаршировать» его апгрейдами. Для этого, правда, требуются деньги, но с этим сложностей у расторопного командира не возникнет ни разу: за каждое выполненное задание мы получаем большой и красивый денежный перевод, все шесть знаков которого можно смело тратить на модернизацию родной армии. Согласитесь, жизнь становится намного проще, когда убойная сила орудий растет, а бойцы обучаются новым способам напакостить супостату.

Межмиссионные заставки хоть и выполнены на движке, но выглядят вполне достойно.

На этом шествие прогресса по освобожденным мирам не останавливается – модернизировать можно все основные здания базы. Например, бункер, можно расширить и углубить, чтобы получить возможность загонять туда больше пехоты, а технология пожаротушения волшебным образом восстанавливает прочность всех построек.

##3##

Помимо денег, в ходе большинства миссий мы можем зарабатывать очки исследований, с помощью которых можно получить доступ к технологиям протоссов или зергов. Интереса для обе технологических древа построены так, что за одно прохождение кампании можно заполучить в свое распоряжение лишь половину экспериментальных знаний. Соответственно, при посещении лаборатории вас постоянно будут одолевать думы на тему того, что же лучше: автоматическая добыча веспена либо ускоренная постройка слесарей-сборщиков, противопехотный механический тигр или мирный транспорт, способный сбросить на базу врага полтора десятка танков? Хочется, понятное дело, всего и сразу, но увы – даже в самой главной стратегии года с наукой большая напряженка.

В определенный момент кампании мы получаем доступ к демонстрации боевых способностей протоссов. Полная версия будет позже. Сильно позже.

Наконец, последний, но далеко не самый бесполезный член агитбригады антимонархистов – бригадир наемников, сдающий в пожизненную аренду своих орлов. Как правило, орлы от стандартных бойцов отличаются заметно увеличенным запасом здоровья и боевой мощи при сравнительно умеренных ценах на услуги. Прибывают на поле боя наемники строго группами и способны обеспечить врага массой неприятностей, а своего командира – надежной защитой от посягательств на подконтрольную территорию. Минус у всего этого, опять же, финансовый: контракт с наемниками стоит денег, которые вполне можно было бы потратить на усовершенствование собственных вояк. В общем, эффективному менеджеру есть над чем подумать.

Налево или направо?

Собственно база – всего лишь интерактивная прослойка между 26 миссиями кампании. Вдоволь набродившись по лабораториям и кают-кампаниям (где, к слову, можно поиграть в шикарнейший скроллер про заблудившегося «Викинга»), мы продолжаем борьбу с узурпатором Менгском и мчимся с дубьем наперевес сквозь три десятка локаций, где обязательно нужно кого-то защитить, кому-то дать пинка, выкрасть компрометирующие записи из личного видеоархива или даже посетить с дружеским визитом изуверскую лабораторию, где разводят космических мурлоков и скрещивают зергов с протоссами. Часть миссий при этом можно попросту проигнорировать – они созданы для тех, кто предпочитает спасать галактику с чувством, с толком, с расстановкой.

В кают-кампании можно отвлечься от мирских забот, сыграв в Lost Viking – мини-игру, повествующую о сложной судьбе затерявшегося в космосе хлипкого суденышка со скандинавским названием.

Торопыги, стремящиеся разделаться с кампанией поскорее, и перепрыгивающие через задания, лишаются не только шестизначных сумм и дополнительных наукобаллов, которые можно потратить на исследование технологий и улучшение воск, но и пропускают самую важную составляющую любой сюжетной линии – возможность увидеть более полный и насыщенный сюжетной эквилибристикой вариант разворачивающихся событий. Оно того, поверьте, стоит.

Шагая в ногу со временем, в некоторых случаях разработчики периодически предлагают сделать нам некий моральный выбор: например, уничтожить зараженную паразитами колонию людей или все же попытаться спасти их? В данном случае принять верное решение не так уж и сложно, с этой задачей справится даже свежевылупившийся зерглинг, а вот дальше будут попадаться варианты, когда нужно решать вопросы более стратегического плана. В таких случаях лучше отказываться от помощи зерглинга и срочно включать внутреннего «манчкина» — уж он-то подскажет, как выжать из сложившейся ситуации наивысшее число плюсов.

Подытоживая, скажем: да, Wings of Liberty — идеальный гость из прошлого

Веселые люди – ученые, догадались сбрасывать готовые здания прямо с орбиты. Жаль, нельзя попросту залить вражескую базу бетоном.

К нему, конечно же, есть масса вопросов. Например, с каких это пор честные граждане должны платить абонентскую плату за прохождение одиночной кампании, не требующей подключения к Сети? Ответ: вот с этих пор, благодаря сомнительной региональной ценовой политике. Другой вопрос: почему все те же честные граждане раньше стабильно находили в игре три сюжетные кампании, по одной на каждую из представленных рас, а теперь вот вынуждены довольствоваться третью от былой роскоши? Ответ все тот же: сомнительная ценовая политика, избранная компанией Blizzard, только теперь уже не региональная, а глобальная: всем миром будем покупать StarCraft II трижды. Да-да, те, кому интересна развязка сюжетной кампании, прерванной ,бесцеремонно и внезапно (словно серпом оттяпали, честное слово!), отдадут в три раза больше денег, чем в случае с любой другой игрой класса ААА. Вы уже видите эти реки денег, что стекаются в ненасытный корпоративный карман Activision Blizzard? Порадуемся же дружно за светлое будущее индустрии игр для персональных компьютеров. Оно – в безопасности.

Красотку Керриган потянуло на философию. Выходит, даже королеве зергов свойственна хандра.

Более того, StarCraft II стоит каждой потраченной на нее копейки, каждой проведенной за ней минуты и даже каждой утраченной в неравных боях с зергами нервной клетки. Ну кто еще на этой многострадальной планете смог бы так красиво подать смесь из космической оперетты, технологический доступности, штабеля самых светлых идей в жанре за последнюю пятилетку и ностальгии, которой пронизано все, начиная с лупоглазой морды конструктора-сборщика и заканчивая саундтреком, который даже спустя 20 часов кампании вызывает лишь глубокую симпатию. Ave, Blizzard.

Интересно, что же скажет нам Петр?

Назло консолям

За первые двое суток StarCraft II купило 1,5 миллиона человек, коллективно задвинув игру на пьедестал самой быстропродаваемой игрой для ПК в 2010 году и самой успешной стратегией всех времен и народов. Как видим, тот факт, что в продажу поступила лишь треть игры, никого не смутила и накоплению капиталов не помешала.

Жертвы эволюции

StarCraft стала первой массовой стратегией, где игровые расы кардинальным образом различались: зерги берут числом, протоссы – крепкостью брони, терраны – универсальностью; способы застройки и развития базы у каждого вида тоже уникальные: зерги мутируют в огромные куски мяса. Которые используются для порождения новых тварей, протоссы телепортируют готовые здания напрямую с заводов, расположенных бог знает где, и лишь терранские застройщики по-старинке черпают квази-мастерками цемент марки 200. Разумеется, правильно «откалибровать» три столь непохожие фракции – неростое дело, поэтому патчи, исправляющие перекосы игровой механики, сходят со стапелей Blizzard и по сей день. Вероятно, та же судьба ждет и StarCraft II.

Хождения в народ

Первый намек на неизбежный выпуск StarCraft II разработчики сделали в 2003 году, подсадив в свежевыпущенную на тот момент стратегию Warcraft III несколько зергов-гидралисков. Вначале зерги тихонько таились в дальнем углу одной из карт сюжетной кампании, но затем осмелели и во время показа финальных титров уже вовсю ползали по экрану, вид при этом имея лихой и независимый. Официальный анонс о разработке StarCraft II состоялся сильно позже, в 2007 году.

Трилогия

Жадность – это плохо, как известно. Однако ж, Blizzard Entertainment не боится быть плохой и собирается продать вам StarCraft II аж три раза: первым эшелоном идет кампания террранов Wings of Liberty, вторым – приключения зергов, озаглавленные как Heart of the Swarm, и завершает триптих протоссовская сага Legacy of the Void. Чтобы разобраться во всех сюжетных перипетиях и узнать, чем закончится эта история, придется купить все три части.

О разработчике

Blizzard Entertainment – уникальная мануфактура по производству компьютерных игр, судя по всему, снабженная failsafe-механизмом: за 19 лет своего славного существования эта компания не выпустила ни одного провального проекта. Более того, все игры, выпущенные Blizzard после 1995 года, становились бестселлерами-миллионерами, собирая богатый урожай восторженных рецензий с прессы и вызывая к жизни сотни жалких игр-клонов, порожденных другими, менее удачливыми деятелями игроискусства. StarCraft II – первая стратегия компании, выпущенная за последние 7 лет, ставшая одним из наиболее долгожданных сиквелов в истории.

ДОСТОИНСТВА: Нетронутая временем и маркетинговыми перверсиями классическая RTS-механика.
НЕДОСТАТКИ: Отсутствие поддержки игры по LAN, необходимость постоянного подключения к Интернету.
ИТОГО: Продолжение самой знаменитой терранской RTS, выполненное в единственно верном ключе.

«PC Игры», 2010