Голубая кровь


683 Ветхозаветное // 05.10.2016

Если вы заглянете на любой форум, посвященный The Elder Scrolls 3: Morrowind, то обнаружите, что общественное мнение об этой игре, подобно магниту, имеет два ярко выраженных полюса: любовь и ненависть. Нейтралы редки, как майские жуки перед Рождеством, давно уже попали под влияние одной из фракций, а потому нейтралитет их чисто номинален. Забавно.

То же самое происходило в далеком 1996 г., когда мир узрел, купил и попробовал на зуб The Elder Scrolls 2: Daggerfall. Многие были разочарованы произошедшими со времен The Elder Scrolls: Arena — то есть, первенца серии — переменами. Кажется, своеобразная война Севера и Юга не закончится никогда — ведь товарищи из Bethesda Softworks уже признались, что четвертому отпрыску серии быть — а значит, быть и спорам. И лишь о старой доброй “Арене” все старожилы поголовно вспоминают с уважением и нежностью.

533953-the-elder-scrolls-arena-dos-screenshot-traveling-screen-shows.png

Истерики поклонников вызваны в основном вот чем: c каждым новым отпрыском игры TES-cерии мельчают. Первая из них, The Elder Scrolls: Arena, позволила обезумевшим от счастья ролеманам исходить вдоль и поперек Тамриэльскую империю, состоящую, ни много ни мало, из деся ти огромных провинций общей протяженностью в 8 миллионов километров.

В TES2 героя направляли решать проблемы в мелком вассальном королевстве под названием Daggerfall; собственно, это географическое название и дало имя игре (впоследствии Daggerfall был переименован народной молвой в Buggerfall за рекордное количество разнообразнейших глюков). Королевство сие по площади едва-едва дотягивало до размеров средней имперской провинции, что откровенно не радовало хардкорных ролевиков: недостача открытых пространств была встречена с прохладцей. Что уж говорить о случае с TES3, где приключенцы оказываются заперты даже не в королевстве — на маленьком острове Vvardenfell, являющем собой весьма и весьма небольшую часть провинции Morrowind, заявленной в названии игры. Для убеленного сединами ветерана это форменное издевательство и надругательство над устоями.

11771-the-elder-scrolls-arena-screenshot.jpg

За время пребывания в подземелье эти господа порядочно исхудали и приобрели скверную манеру набрасываться на прохожих

Все остальные довольны и не слишком удручены сокращением количества без сколько-нибудь серьезного повышения качества. Под качеством имеем в виду не внешнюю красоту (которая таки есть) или безошибочность программного кода (чего, увы, нет) — RPG-население к этому всегда относилось философски. Детальная проработка игрового мира — вот оно, направление для вечного совершенствования. Это есть, причем слово “есть” должно быть выделено всеми возможными способами.

История Тамриэля выписывалась тщательно, вдумчиво, с запасом на не один десяток игр. Еще в 90-х сценаристы ударными темпами создали с нуля огромнейшую вселенную, впоследствии доработанную совсем незначительно и имеющую множество удобных дыр для сюжетных вставок. Достаточно сказать, что серия насчитывает общим числом пять тайтлов (Arena, Daggerfall, Morrowind, Battlespire, Redguard) с непересекающимися сюжетами и избавлена от обычных в подобных ситуациях исторических нестыковок (скажем, в серии Fallout таких неувязок преизрядное количество).

39286-the-elder-scrolls-arena-dos-screenshot-the-local-weaponsmith

Зачем нам кузнец? Чтобы куять.

Множество легенд и исторических событий, грамотно сплетенных в полотно вселенной, — вот на чем держится мир Тамриэля, делая его, несмотря на бездну условностей, живым и запоминающимся. Верите ли, загадка исчезновения гномов (самоназв. dwemer) уже не первый и не второй год мучает вашего покорного, а о существовании злокозненного Dagoth Ur’а он впервые узнал, расспрашивая жителей “Арены” о том, как пройти в ближайшую таверну.

С появлением Morrowind’а одной загадкой во вселенной TES стало меньше: пресловутого Dagoth Ur’а продемонстрировали широким массам и даже позволили отправить к праотцам — не прошло и десяти лет. Господа разработчики, я готов к дальнейшим открытиям и с удовольствием подожду еще лет этак 15, если мне твердо пообещают рассказать, куда же все-таки пропали эти злосчастные двемеры?

Узнаю Скайрим. Сколько зим, сколько зим!

ФАМИЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ

Стоит ли удивляться, что Morrowind столь великолепен? Не стоит — с такой-то неординарной наследственностью. Еще в “Арене” позволялось таскать побрякушки из-под носа у торговцев прямо с полок, а местные жители в ужасе разбегались, заметив в натруженных героических руках увесистые стальные предметы. Кастомизация классов и заклинаний — оттуда же, а вот возможность создавать магические предметы появилась позже, в Daggerfall.

Города были наполнены картонными, но людьми, а не абстрактными куклами, бездумно бродящими по одной траектории. Выходишь, бывало, на местную Тверскую, со всем возможным уважением перешагиваешь через бомжей, попутно выуживая из их карманов мелочь, полемизируешь с невесть откуда взявшимися проповедниками, с девушками легкого поведения общаешься по мере сил и возможностей. Не подумайте плохого, девицы хотя и изображают из себя сами понимаете кого, но максимум на что способны — показать дорогу к ближайшему сельмагу. В Daggerfall, кстати, ситуация не изменилась, а в Morrowind девиц не стало вообще. Безобразие! Свободу настоящему жизнелюбу вовсехеепроявлениях!.

Эта плачевная ситуация — невозможность поговорить на отвлеченные темы с рядовыми, не имеющими отношения к сюжету обывателями — тоже наследие серии. В данном вопросе “Арена” ничуть не уступает своим потомкам: большинство персонажей в любой из трех частей TES имеют в голове лишь две-три строчки диалога.

Есть ли жизнь в TES? Не везде. Смерти предостаточно. Видите ли, сюжет игры не предполагает особенного мудрствования. Новоиспеченному спасителю мира предлагается всего-то прочесать весь Тамриэль (да-да, те самые 8 млн кв. км) от и до, с тем, чтобы обнаружить и прочесать 8 подземелий, хранящих в себе фрагменты посоха, требуемого для спасения короля, попавшего в затруднительную ситуацию. А в подземельях живет кто? Верно, монстры. А монстров, согласно законам жанра, положено утихомиривать любыми подручными средствами. Где моя кувалда?

11772-the-elder-scrolls-arena-screenshot.jpg

Маленькие зеленые человечки с большими железными топорами — настоящий кошмар для агента М-ского

Фанаты Die by the Sword, ау! Где вы? Знаете ли вы, дорогие фехтовальщики, что сотрудники Bethesda являются одними из первых представителей планеты Земля, реализовавшими в КИ игру клинком? Махнул мышкой — а по ту сторону экрана меч повторил движение кисти и нанес врагу рубящий удар. Дернул мышку вперед — и насадил очередного негодяя на острие клинка. А вы говорите thac0…

АКРОФОБИЯ

Основатель династии The Elder Scrolls, даром что уже пенсионер, дает прикурить всем братьям по жанру: скажите, в какой еще игре вам под ноги с истинно царской щедростью кидали огромную империю? Мир “Арены” пугающе огромен, необъятен, велик для воображения и опасен для рассудка, — вы пробовали оттащить от компьютера TES-фаната, гулявшего по “Арене” без малого два года реального времени? У него, видите ли, куча незавершенных дел в Скайриме, а намедни в Хайроке он обнаружил новое подземелье — и это спустя два года после блужданий по Тамриэлю.

Смуглянка-тамриэлянка

Смуглянка-тамриэлянка

Объясняется, впрочем, все просто: игра разбита на множество областей, каждая из которых привязана к одному из 400 городов. Когда игрок достигает края такой области, местность начинает генерироваться “на лету”, что создает иллюзию действительно огромного мира. Минус у подобной организации тоже имеется: вы никогда не дойдете до соседнего города своим ходом, придется разоряться на извозчика.

Еще одна сильная сторона “Арены” — графика. Красивый сногсшибательный движок, демонстрирующий трехмерные просторы и почти фотографического качества погодные эффекты, — все это делало TES ролевой игрой мечты, фэнтезийным раем образца 1993 года. К сожалению, программисты Bethesda уже в те дни откровенно халтурили и не смогли достойно оптимизировать код. В итоге за красоту пришлось расплачиваться: игра предъявляла довольно высокие системные требования и запускалась далеко не на всех машинах, что впоследствии отрицательно сказалось на ее продажах. Да и сейчас она, видимо, по старой памяти, тоже любит далеко не все ПК (проверено) — сказывается стойкий характер и верность многолетним традициям. А что вы хотите — аристократия, голубая кровь жанра. Имеет право.

Впервые опубликовано в Game.EXE #9’2002.

Игру можно бесплатно загрузить с официального сайта серии: http://www.elderscrolls.com/arena