Я и друг мой миномет


557 Заветное // 30.08.2016

Удивительная штука произошла в этом году с «1С»: одна из ее внутренних студий, знаменитая своим RTS-долгостроем «Вторая мировая» (пять лет в разработке – не шутка, одноименный конфликт занял всего на год больше времени), выпустила в 2009-м аж пять релизов: «Освобождение Белоруссии», «Искусство войны. Африка 1943», «Искусство войны. Африка 1943 – Итальянский вариант», «Черные бушлаты» и «Искусство войны. Курская дуга». На этом месте у Свидетелей Индустрии случился разрыв шаблона.

kursk1943_2009-11-02_16-27-17-79

«Курская дуга» — самая свежая инсталляция в серии варгеймов «Искусство войны» и, по совместительству, самая достоверная; не столько игра, сколько интерактивная энциклопедия, дотошно рассказывающая об обороне южного фаса Курской дуги. Карты местности, ТТХ техники, униформа — все воссоздано на основе архивной документации. Личный состав (впервые на экране!) тоже исторически корректен: советская сторона представлена 67-й гвардейской стрелковой дивизией, немецкая — дивизией «Великая Германия»; обе-две – ровно в той комплектации, что значится в штатном расписании части.

kursk1943_2009-10-24_00-51-10-09

Поскольку кругом война, лишения и повсеместная нехватка ресурсов, то состав дивизий во время прохождения кампаний не пополняется. Бездарно разбазаривать технику и людей никто не запрещает, но при этом возрастают шансы столкнуться нос к носу с тяжелыми танками врага, сидя в утлом броневичке. Генералом-филантропом, что бережет вверенную ему армию, в данном случае быть выгоднее: уцелевших бойцов можно использовать в следующем сражении. Наиболее живучие вояки к финалу кампании станут ветеранами и обрастут медалями, словно елки игрушками на Новый год. Таких голыми руками уже не возьмешь, запросто пойдут с гранатами на амбразуры. Это, впрочем, редкость: на случай амбразур есть минометы – главный враг окопавшейся пехоты.

Для сомневающихся в достоверности используемой модели повреждений разработчики заготовили два фокуса. Первый — режим, показывающий все попадания снарядов в выбранную боевую единицу, в т.ч. угол столкновения и толщину брони по нормали. Второй — генератор миссий, с помощью которого можно мгновенно устроить краш-тест любой боевой машине.

kursk1943_2009-11-02_16-31-21-09

К сожалению, «Курской дуге» так и не удалось избавиться от ряда неприятных фамильных черт, с некоторыми из которых мы знакомы еще со времен самой первой версии «Второй мировой» (той, которая «стратегия в реальном времени»). Например, бойцы по-прежнему туго соображают и реагируют на игровые события с запозданием, отчего гранаты зачастую летят туда, откуда враг уже сбежал. Как тут не вспомнить настоящее айкидо? Необыкновенная жадность до системных ресурсов и спорные визуальные решения тоже никуда не делись; регулярно приходится наблюдать, как полдюжины танков, ползущих по ядовито-зеленому ландшафту, доводят до инфаркта систему, на которой Empire: Total War носится, как угорелая.

kursk1943_2009-11-02_16-40-24-71

Все недостатки, впрочем, можно простить за действительно хороший дизайн сражений, где грамотно показана необходимость взаимодействия всех видов войск: авиации, артиллерии, бронетехники и пехоты. Отдельно взятые миссии по накалу страстей напоминают собой избранные моменты Озеровского «Освобождения». Играть по-настоящему интересно — и это главное. Словом, если точные ТТХ «кошаков» унд «тридцатьчетверок» для вас важнее, нежели «голливудщина» и «пиу-пиу», то вот он, идеальный вариант досуга – «Искусство войны. Курская дуга».