Оттенки войны: интервью с Мариушем Козиком


670 ЖЗЛ // 27.06.2017

Если вы хоть сколько-нибудь интересуетесь играми, то хорошо знаете этого художника, пусть и заочно — именно его кисти принадлежат великолепные батальные сцены, использовавшиеся в рекламных кампаниях серии стратегий Total War.

Эти же арты украшают собой и «внутренности» игр: Сципион берет приступом Карфаген, Марк Антоний берет приступом Клеопатру, Верцингеториг режет римлян, королева пиратов Тевта фраппирует купцов — список захватывающих работ художника можно продолжать долго. Каждый поклонник серии Total War видел эти сцены не по одной сотне раз.

Настольные тевтонцы

Кроме того, Мариуш Козик оформлял настольные игры компании Fireforge Games, сотрудничал с книжными издательствами Osprey Publishing, Ender и Wargamer, рисовал полотна для исторических арт-проектов и создавал графику для менее известных компьютерных игр.

Насмотревшись впечатляющих картин, я решил поговорить с Мариушем о создании батальных сцен, роли интернета в жизни художника и конечно, о серии Total War. К моему изумлению, Мариуш предложил пообщаться по-русски. Читайте, что из этого вышло. Забегая вперед — вышло очень хорошо!

##1##

Привет, Мариуш! Сразу уточнение: «Мариуш Козик» — верная транскрипция?

Привет, Александр! Да, все верно. Хотелось бы заметить, что я общаюсь с разными людьми со всего мира, и во многих странах мое имя и фамилию произносят и пишут с ошибками. А вот россияне всегда пишут правильно.

Как ты начал рисовать?

Рисовать я начал в 4 года. Тогда в Польше был коммунистический строй. Магазины пустовали, найти карандаши и краски было проблематично. Когда я был ребенком, то рисовал на стенах нашей квартиры. Кроме того, я брал имевшиеся дома куски мыла и вырезал из них чайной ложкой человеческие головы. Мыло тоже было в дефиците.

Горцы с огнестрелом

Что чаще всего рисовал тогда, в детстве? Лично я — машинки :)

В детстве я рисовал животных. Людей рисовать не любил. Часто рисовал то, что мне снилось.

Как пришло понимание, что изобразительное искусство — это вот то, чем бы ты хотел заниматься всю жизнь?

Началось все с того, что я всегда любил лошадей. Когда я был маленьким, папа на мои лыжи наклеил две наклейки. На одной был изображен польский гусар в седле, на другой — конь. Несмотря на все старания моего отца, на лыжах кататься я так и не научился, зато наклейки настолько понравились, что мне очень захотелось нарисовать что-то подобное.

К сожалению долгие годы — с 6 до 16 лет — я вообще не рисовал. Когда я был маленьким, к нам в гости зашел знакомый художник. Он посмотрел мои детские рисунки и сказал, что рисовать мне не дано. Тогда мой интерес к рисованию пропал на долгие годы.

Крылатые гусары. Кажется, гость был не прав.

В портфолио у тебя рисунки по Средневековью, античности, мировым войнам (первой и второй), есть даже про зомби-апокалипсис. Ты можешь выделить какой-то наиболее любимый сеттинг?

Больше всего мне нравятся исторические сюжеты. Зомби были случайностью. Я люблю рисовать могучих коней — таких, которые всегда идут напролом, как танк, и побеждают. Люблю рисовать Спарту и римские легионы, польских гусаров, французских и русских всадников, португальских кавалеристов. Римская империя — мой любимый исторический период, я очень много читал по этой теме Плутарха, Светония, Тацита, Ливия и Цезаря, конечно.

Кого из классических художников ты бы выделил, как наиболее сильно повлиявших на тебя?

Диего Веласкес и Рогир ван дер Вейден.

Какой была твоя первая коммерческая работа?

Первые деньги я заработал в 16 лет — продал свою картину соседу. Это был рисунок маслом. Я нарисовал Наполеона и отступление русского войска. Сосед до сих пор ее хранит.

Первая проданная картина Мариуша

Как началось сотрудничество с Creative Assembly?

Я получил предложение от одного из их сотрудников, он мне посоветовал прислать свои рисунки. Я так и сделал. Им очень понравилось. Это был первый и последний раз, когда я сам просил кого-то дать мне работу.

Польский солдат, 4 полк линейной пехоты. Нарисован в 2011-м.

Можешь выделить игру или две из портфеля Creative Assembly, над которыми было особенно интересно работать?

Все игры, касающиеся римского периода. (Total War: Rome II, Total War: Attila, и все их многочисленные дополнения про Велизария, Карла Великого и греко-римскую борьбу — прим.)

Насколько сильно работа над Total War: Warhammer отличается от работы над историческими играми?

Я не люблю зомби и фэнтезийную тематику, а если что-то все же делаю в этом стиле, то только потому что должен. Поэтому работать с ними не хочу.

Основное отличие, видимо, во внутренних ощущениях.

Если бы тебе предложили выбрать время и место для следующей игры Total War, то что бы ты выбрал? Я, например, мечтаю о Total War: Genghis Khan — завоеватель был отменный, империя огромная. Есть где разгуляться и художнику, и игроку-военачальнику.

Мечтаю о Европе XVII века.

В твоем профиле на Artstation указано, что ты — фрилансер. Почему не пойдешь в штат в большую компанию? Стабильность, пенсия, фрукты на кухне :)

Я не всегда был фрилансером, с 2012-го работал по контракту с Creative Assembly/SEGA в течение пяти лет. По условиям контракта мне нельзя было рисовать для других заказчиков. Последние два месяца (февраль-март 2017 года — прим.) я был свободным художником, но сейчас снова начинаю работать с Creative Assembly.

Видимо, это связано с игрой в историческом сеттинге, о которой Creative Assembly недавно обмолвилась. Разработка на ранней стадии, ничего более не известно.

Гренадер Российской империи

Как на тебя обычно выходили заказчики в «доконтрактные» времена? Через DeviantArt, личный блог, какие-то другие ресурсы?

Меня находят через соцсети (Facebook), пишут на электронную почту.

Как ты считаешь, интернет-сообщества для художников — это полезно или скорее вредно?

Думаю, для того, чтобы продать свои работы — это безусловно хорошо. Но порой оттуда приходит большое количество ненужной информации, и это сильно нервирует.

Самурайская тема Мариушу тоже отлично удается

Насколько сообщество художников токсично? У вас принято друг друга критиковать или наоборот, ставить «лайки»?

До определенного момента обычно все идет хорошо, но как только дело доходит до денег, каждый начинает считать себя лучшим в профессии.

Какие инструменты используешь? Если это не секрет, конечно.

Я — художник-традиционалист. Свои работы делаю на компьютере в Photoshop.

В ходе интервью Мариуш предложил нарисовать картину специально для меня — и нарисовал гусара Павлоградского полка. Теперь она висит в моей гостиной.

Как обычно происходит создание иллюстрации?

Вначале мне надо представить в голове работу. Я сажусь вечером, закрываю глаза и представляю, как должна выглядеть моя картина. Переношусь мысленно в то время. Оказываюсь на месте событий. Представляю себе тех людей, их эмоции и переживания. Жаль только, что не всегда могу передать то, что чувствую в полной мере.

Я считаю, художник должен творить на основе своего воображения. Сейчас каждый может взять пример из интернета и перерисовать. Я не хочу так работать.

Процесс

Результат

Откуда черпаешь сюжеты для картин, если говорим о чем-то более сложном, нежели «портрет одинокого бойца»?

Сюжеты строятся на основе знаний. Если ты изучал историю, достаточно закрыть глаза и представить себе происходящее. Я почти физически переношусь в то время. Потом делаю множество набросков и выбираю наилучший.

Процесс

Результат

Тевта, королева иллирийских пиратов

Сколько времени уходит на собственно рисовку?

Все зависит от сложности работы. Примерно неделя-две. Хотя над иллюстрацией «Осада Карфагена» для Total War: Rome II я работал 3 месяца.

Можешь назвать изображение, которым особенно гордишься?

«Осада Карфагена», о которой говорил выше. Это самая большая панорама, которую я когда-либо рисовал.

Получается, одна иллюстрация может съедать прорву времени, и трудозатраты на нее ничуть не меньше, чем на создание настоящей картины на холсте маслом.

Артбук «Мир игры Total War» (The Art of Total War) издан в России питерским издательством «Фантастика Книжный Клуб». Он содержит сотни иллюстраций, созданных за почти 20-летнюю историю эталонной серии стратегий, а также комментарии разработчиков о создании визуального стиля для нее. Работы Мариуша Козика в этом альбоме заняли достойное место. Если вы, прочитав интервью, решите, что в вашей жизни маловато батальных сцен, скорее добывайте и листайте.

Помимо обычного существует более дорогое коллекционное издание этого артбука в слипкейсе с золотым тиснением (на фотографии справа). На обложке красуется всадник в позе, повторяющей логотип серии Total War. Автор изображения — Мариуш Козик.

Не так давно вышел артбук «Искусство Total War». На бумаге изображение воспринимается совсем иначе, у него появляется дополнительная ценность. Как считаешь, раз уж игровая индустрия дожила до богато оформленных артбуков, доросла ли она до того уровня, когда арты из Total War можно выставлять рядом с полотнами Верещагина и Айвазовского?

Отношение к играм меняется, так же как меняются средства для художественного выражения. Это неспешный процесс.

Скоро у меня будет выставка в Варшавской галерее Pragaleria. Там можно будет увидеть образцы моих работ, в том числе — арты из Total War.

Кроме того, я рисую на холсте — как-никак закончил Академию искусств во Вроцлаве по направлению «станковая живопись». В галерее современного искусства можно будет увидеть и купить мои картины.

Можешь вспомнить какой-нибудь забавный момент в работе?

Да, могу. Много лет назад я написал две картины маслом для арт-проекта Waterloo Collection. Для этого меня пригласили на историческую реконструкцию битвы под Ватерлоо, где французские кавалеристы согласились попозировать для нескольких кадров. Я стоял посреди огороженного луга и снимал их маленьким дешевым китайским фотоаппаратом, а в это время за забором толпились журналисты со всего мира. У них были навороченные камеры, но организаторы не разрешили представителям прессы пройти за ограждение, чтоб они не мешали мне. Так и сказали: «Козик фотографирует, надо подождать».

Процесс

Фотография со страницы Мариуша в Facebook

Результат

«Fall of Ponsonby», Waterloo collection

Ты играешь в компьютерные или видеоигры?

К сожалению нет. На это нет времени. Когда-то я был заядлым игроком, фанатом Total War.

Твои арты слишком живые, они просят продолжения. Хочется понять, чем там все закончится. Как бы ты отнесся к предложению создать графический роман про римлян?

В такой форме художественного выражения скорее всего чувствовал бы себя не очень.

Напоследок — «религиозный» вопрос: iOS или Android? )

Android.

 

Страница Мариуша Козика в профессиональном сообществе: lacedemon.artstation.com

Огромное спасибо за подготовку этого интервью отправляется Катерине, помогавшей с переводом!

 

Бонус для тех, кому хочется еще Мариуша Козика

Еще одна из ранних работ Мариуша