Самурай и броненосец


290 Заветное // 10.10.2016

«Все в этом мире имеет начало и конец», — любил говаривать безвестный философ в заставке Total War: Shogun 2. С ним сложно не согласиться, ведь за минувший год мы стали свидетелями многочисленных перемен в Японии: клан Тайра, правивший от имени императора, был свергнут в ходе кампании «Восход самураев», а установившийся несколько веков спустя сегунат Асикага уничтожен Токугавой (если вы еще не запутались, значит играли или изучали; хорошо). Казалось бы, за столько-то лет непрестанных распрей японцы должны были бы ну хоть чуть-чуть вымотаться и задуматься о балете с керамикой, ан нет: мир продлился всего 200 лет. А виной тому азиатское коварство, злопамятство и жажда власти.

25416americanriverstand

Благодаря пресс-версии Total War: Shogun 2 — Fall of the Samurai, полученной секретной бандеролью от коллег из «1С», мне удалось возглавить княжество Сацума — главных возмутителей спокойствия в стремительно модернизирующейся Японии. Не надо думать, будто это абсолютно новая фигура на политической арене Страны Восходящего Солнца: при ближайшем знакомстве вы тотчас узнаете своих старых знакомых — клан Симадзу.

Судя по встроенной энциклопедии, сыграть в «Закате самураев» можно за 10 кланов. Шестеро из них достанутся всем, считаем их: сторонники императора — Сацума, Тоса и Тёсю (не запутайтесь!), а также фанклуб сегуна — Айдзу, Нагаока и Дзёдзаи. Еще трое будут отданы в хорошие предзаказавшие руки: Сага, Цу и Обама (по иронии судьбы только Обама — за диктатора-сегуна). Последний, десятый клан — Сендаи, тоже сегунопоклонники; как их заполучить — пока неизвестно.

25418campaign_autumn

Вернемся к нашим Симадзу. Правители Сацумы на протяжении двух веков точили зубы на сегунат Токугава и выжидали момента, чтобы устроить государственный переворот. К середине XIX века слабовольный сегун растерял остатки авторитета среди всех слоев населения, разрешив гайдзинам — иностранцам то есть — торговать с Японией на невыносимо унизительных для японцев условиях, и удачный момент наступил: прикрываясь лозунгами о восстановлении императорской власти, княжества Сацума и Тёсю (тоже старые знакомые – клан Мори) развязали очередную гражданскую войну.

satsuma-samurai-during-boshin-war-period

Тёсю и Сацума замышляют. Подлинная фотография 1860 г.

Истинной целью смуты являлся банальный захват власти, но простой народ поверил в байку про восстановление священного правления императора — и началось. Страна немедля разделилась на два лагеря, первые скандировали: «За императора!», вторые рычали: «Сегун – наш кандидат!». Были еще третьи, республиканцы, но их почти никто не слушал, поскольку все с большим сомнением относились к россказням о чудесах демократии.

Вот в этот судьбоносный момент мне и вручили Сацуму: мол, владей и иди к успеху. Успехом считается покорение 12 провинций (из 75) и преобладание сторонников императора на политической карте; набор инструментов достижения цели – стандартный для серии Total War: экономика, дипломатия, армия. Применять можно в любой последовательности и в произвольных пропорциях.

25417bigbattleoverlook

Иконки отрядов выполнены в стилистике фотографий XIX века. Дьявол в деталях, верно?

Начать следует, пожалуй, с политики и дипломатии. Как уже упоминалось, «закатная» Япония отрастила себе ряд новых провинций, расположившихся на Хоккайдо, Цусиме и прочих мелких островах, по всей видимости, всплывших на поверхность после завершения периода Сэнгоку (см. оригинальный Total War: Shogun 2, где эти острова начисто отсутствовали). 75 провинций стали домом для 70-с-гаком мелких княжеств, из которых до второй зимы с начала кампании дотянет не более половины. Вот с ними-то и предстоит договариваться о взаимовыгодном существовании.

Собственно, дипломатия за последние 200 игровых лет практически не изменилась: собеседники все так же упрямы и предлагают исключительно абсурдные варианты сотрудничества, ничуть не смущаясь состоянием собственной экономики и вражеской (то есть моей, например) армии. Передраться между собой окончательно всем мешает национальная идея – точнее две: сторонники императора испытывают друг к другу невероятную симпатию, равно как и сегунопоклонники, отчего глобальное противостояние кланов принимает достаточно упорядоченный вид, и нож в спину (или куда пониже) от единомышленника можно получить, только если обстоятельно и долго его раздражать.

25419campaign_spring

Самое же замечательное во всей локальной политической системе то, что одного господина можно сменить на другого: Сацума запросто может переметнуться на сторону сегуна, разочаровав императора до глубины души. В следующий раз сменить «политическую ориентацию» можно будет только после смерти дайме.

Помимо земляков, в экономической жизни Японии активно участвуют супердержавы: США и Великобритания активно поддерживают сторонников Императора, в то время как Франция помогает сегуну удержать власть в его сегунских руках. Все три страны охотно снабжают японцев оружием и закупают экзотические товары, поэтому хитроумная Сацума может, в сущности, ни с кем из местных самодуров не дружить, торгуя исключительно с заморскими партнерами и приобретая у них сверхсовременные корабли-броненосцы да пулеметы Гатлинга по невероятно выгодной цене в три госбюджета.

25420campaign_winter

Но не все сразу. Чтобы получить доступ к чудесам западной техники, Сацума должна встать на путь инноваций модернизации и построить эффективную экономику. Модернизация – это новое понятие в Total War, определяющее уровень развития фракции. Попросту говоря, чем больше современных построек возведено кланом, тем выше он на лестнице научно-технической эволюции. Всего различают 4 уровня модернизации: по достижении каждого из них снижается боевая эффективность традиционных войск (мечников, лучников и т.п.), но зато клан получает доступ к новым военным и промышленным технологиям, часть из которых также увеличивает уровень модернизации клана.

25421ninjawatching

Помимо гребных винтов, ватерклозетов и прочих полезных в хозяйстве устройств модернизация несет с собой и волнения очень народных масс: они, народные, не в силах спокойно выносить вида чадящих заводских труб и гремящих железных дорог, даже несмотря на то, что жители «продвинутых» провинций живут намного богаче своих «неандертальских» соседей. Чем шире прогресс шагает по стране, тем сильнее реакция луддитов – запросто могут восстать, если не наткнутся в своем буйстве на увеселительое заведение и полицейский участок. Безусловно, можно строить экономику и без заводов с пароходами, но на большие доходы государству при таком раскладе рассчитывать не стоит, как и на сильную армию — зарплату бойцам будет нечем платить.

25422saganaval

В «Закате самураев» японский год делится на 4 сезона, каждый из которых длится по 6 ходов и дает определенный бонус: к примеру, весной подданные испытывают дополнительный прилив радости (и лояльности), а летом увеличивается скорость пополнения армий. Таким образом, начинать военную кампанию правильнее все-таки весной, а закончить желательно до наступления холодов, когда бойцы, позвякивая обледеневшими усами, начинают массово дезертировать: зимней формы им так и не придумали.

25423satsumanaval

Поднимать боевой дух армейцам будут зарубежные ветераны-милитаристы, приехавшие обучать аборигенов военному делу. Помимо этого, чужестранные вояки способны задешево набирать новых бойцов в армию, вызывать вражеских агентов на дуэль и учинять диверсии, отбирая тем самым хлеб у ниндзя. Про агентов, в сущности, разговор короткий: религиозных деятелей (христианских миссионеров и монахов-буддистов) сменили деятели политические, агитирующие народ голосовать за сегуна или императора; гейши ударились в филантропию, перестали убивать клиентов и теперь лишь соблазняют вражеских персонажей, принуждая их перейти на нашу сторону.

25425siegeattack

Подошедшим подкреплением можно управлять так же, как и своей армией; под управлением игрока в бою может быть до 40 отрядов.

Однако, ни экономика, ни дипломатия не позволят вам захватить пресловутые 12 провинций. Выход один – война. Поначалу под командованием игрока оказываются лишь трусливые хилые ополченцы, вооруженные копьями и ружьями, но это лишь поначалу. Локальная гонка вооружений сделает свое дело, и далее нам будут доступны стандартные европейские типы войск: линейная пехота, застрельщики, драгуны, орудия, бьющие шрапнелью – словом, если играли в Napoleon: Total War, то не пропадете. И да — удачное попадание из крупнокалиберного огнестрела в сочетании с Blood Pack DLC смотрится невероятно зрелищно.

25424sendaicharge

Набор войск и скорость развития у всех фракций в целом одинаковы, поэтому о противостоянии мечей и огнестрела речи не идет — если, конечно, вам не приспичит поиграть в «традиционалистов» и отказаться от современного оружия. Это не запрещено: нанимайте копейщиков, мечников, лучников, стройте деревянные пушки (не шутка!) – в этом есть определенная романтика. Эффективность такой армии, впрочем, будет достаточно условной, так что лично я — за линейную пехоту и шрапнель.

25426tsucannons

Не менее важен прогресс и на море. Японские корабли того времени строились преимущественно из дерева, отлично горели, замечательно взрывались, и, в общем, не могли составить никакой конкуренции импортным «плавучим крепостям» из листовой стали. Более того, деревяшки отлично тонут, если их протаранить. «Они из дерева, мы из стали – полный вперед!» — любил говаривать один бывалый капитан, и глаза его светились от счастья, что твой прожектор. Однако, закупившись «железом» по-крупному, расслабляться не стоит, т.к. на каждый большой корабль найдется своя большая торпеда, пущенная с маленькой, хрупкой, но очень шустрой лодочки-торпедоноски.

25427tsunaval

Вам не слышно, но битва идет под зубодробительный японский индастриэл.

Помимо уже привычных сражений в открытом море аква-составляющая нового «Сегуна» развлекает нас портовыми битвами, где в распоряжение полководца могут угодить несколько береговых артбатарей, способных существенно изменить ход битвы. Не без условностей, конечно: перед тем, как батарея примется хоть что-то делать, необходимо ее «захватить», поэтому начальная фаза боя больше похожа на регату, нежели на собственно сражение. Зато уж потом — сплошные канонады.

Общая ценность флота в нео-Японии подчеркивается еще одной немаловажной деталью: подогнав на глобальной карте пару кораблей к берегу, можно безнаказанно расстреливать вражескую армию или город. Более того, непосредственно в бою генерал умеет вызывать артподдержку с расположенного неподалеку флота. Оружие это крайне неточное, но при удачном попадании способно уничтожить около 50 неприятельских солдат или пробить несколько брешей в осаждаемой крепости.

25428woodlandambush

В конечном итоге наградой упорному полководцу, порадовавшему императора (или сегуна — кому как интереснее), будет предложено стать, кхм, десницей: главой вооруженных сил с правом ношения императорского штандарта (или сегунского, опять же). После этого все кланы противоборствующего лагеря объявят вам войну, а единомышленники — заключат военный союз, и в Японии будет разыгран грандиозный финал гражданской войны — примерно 30 на 30 кланов.

Однако, есть и третий вариант, уже упоминавшийся: можно основать собственную республику, и тогда вашими врагами станут и сегун, и император, и все их прихлебатели. Один против всех — сдюжите?

По итогам недельного участия в реставрации Мейдзи могу признать: мне понравилось. Научно-технический прогресс ничуть не испортил «сегуновскую» атмосферу, а незримое присутствие супердержав лишь подчеркивает камерность событий. Наблюдать, как стремительно меняется облик страны можно часами: изумрудная зелень японских лесов прошивается железными дорогами, среди гор растет частокол заводских труб, волны режут пароходы — прощай, пастораль, привет, техногенные пейзажи. С нетерпением жду выхода полной версии, чтобы помочь сегуну удержаться у власти или – чем черт не шутит — удариться в оголтелый сепаратизм, залить всю страну кровью и основать собственную независимую республику.