No country for the old


308 Заветное // 10.10.2016

Ко мне на вполне себе жесткий диск приземлилась (придисковалась?) завершающая часть военно-исторической эпопеи про самурайское житье-бытье — Total War: Shogun 2 — Fall of the Samurai.

Превью-версия «Заката самураев» от финального варианта игры отличалась лишь ограничением на один-единственный доступный клан, лимитом в 50 ходов для одиночной кампании да отсутствием многопользовательской свистопляски, поэтому заново рассказывать уже описанное ранее в материале «Самурай и броненосец» нет смысла – попросту освежите его в памяти, а затем возвращайтесь к этому абзацу.

shogun2_2012-01-27_23-57-21-75

Кровь, огонь, расчлененка. Старая добрая японская война.

Или даже к этому. В полной версии «Закат самураев» продемонстрировал себя во всей своей красе: самураи закатываются по полной программе. Неоднократно поминаемые и крайне долгожданные сухопутные сражения 40х40 действительно успешно внедрены в японскую военную жизнь — как в кампании, так и в одиночных сражениях; выглядят они (привет, арифметика!) в два раза масштабнее, чем все то, что вы могли лицезреть на поле боя раньше.

Вкупе с современными орудиями массового поражения и «кровавым» DLC картины по ту сторону монитора разворачиваются воистину эпические. Земляк Верещагин оценил бы по достоинству и батальные сцены, и стабильно высокое (как минимум, на ПК рецензента) значение FPS.

shogun2_2012-03-01_03-18-30-08

Превозмогать и уничтожать противника предлагают, как и прежде, не столько числом, сколько умением, однако наибольший вклад в победу по-прежнему вносит научно-технический прогресс. Получив доступ, например, к сверхточной импортной артиллерии и шрапнельным снарядам, можно сходу брать приступом практически любой замок: даже если противник позаботился об установке пулеметных башен, вы сможете уничтожить их с безопасного расстояния, хорошенько потрепав при этом гарнизон.

shogun2_2012-03-03_20-26-22-32

Режим управления орудиями от первого лица. Бесполезно, но забавно.

Линейная пехота, в свою очередь, обучившись стрельбе в две шеренги, начинает выкашивать вражеские ряды ничуть не хуже пресловутых «гатлингов». Чем дальше, тем сильнее плоды модернизации и нанотехнологий дают о себе знать, и тем больше разрыв в боевых потерях между «просвещенными» кланами и воинствующими ретроградами.

Флот страны, подарившей миру васаби, цветет и пахнет (пахнет преимущественно мазутом, но это уже частности), он – как и полагается в случае с островным государством – необходим и незаменим. Быстрая переброска войск, артподдержка, рейды на вражеские торговые пути и перехват неприятельского десанта, посланного к родным берегам – куда ни глянь, нигде не обойтись без энного количества военно-морских сил.

shogun2_2012-02-02_09-26-29-14

«Котецу», флагман императорского флота. В одном из исторических сценариев он сыграет ключевую роль.

Ну и на самом деле, зачем обходиться? Благодаря повсеместному использованию пароходов, крупнокалиберных орудий и торпед каждая встреча двух эскадр сопровождается таким количеством грохота, вспышек, рева турбин и разлетающихся окрест кусков металла, что перед этим фейерверк-парадом меркнет любое сухопутное сражение. Вот уж, как говорится, не думал не гадал.

shogun2_2012-03-10_14-02-12-87

Результаты обстрела укрепленного замка. Приятно навредить врагу с безопасного расстояния.

Из приятного – действительно скоростные железные дороги. Постройка станций стоит баснословных денег, но быстрая переброска войск посуху затраченных средств действительно стоит и является единственным шансом на оперативное получение подкреплений кланами, которые не удосужились озаботиться развитием собственного дееспособного флота.

shogun2_2012-01-31_22-37-22-31

Приметы времени: самураи атакуют врага на фоне телеграфной линии.

Единственная загвоздка в том, что компьютерные игроки не слишком стремятся спустить пару госбюджетов на рельсы-шпалы, и потому единственный способ заполучить в свои руки действующую транспортную систему — это захват большинства провинций, пригодных для прокладки железнодорожного полотна.

shogun2_2012-03-10_17-51-02-42

Спустя полгода после завершения первой кампании железнодорожная сеть выглядела, как рассыпанные обрезки проволоки. Желтые провинции — мои, красные — вражеские, синие — территория союзников.

Казалось бы, захват ряда провинций — задача для серии Total War вполне обыденная и несложная. Однако ж, при ближайшем знакомстве с соседскими фракциями выясняется, что они – вполне себе вменяемые люди. Им можно доверять, они чтят договоренности, не стремятся перебить друг друга почем зря и активно ведут боевые действия против общего врага. Иными словами, нет жесткой необходимости быть агрессором и захватывать все регионы на карте, уничтожая мирного соседа до того, как он попытался уничтожить тебя.

shogun2_2012-02-29_01-51-59-42

Цели короткой кампании невероятно просты: захват 14 провинций (из 75) и перевоспитание половины страны.

Попав в такой «дипломатический рай», я в ходе первой же кампании захватил всего 12 провинций и то лишь те, чьи хозяева не желали перевоспитываться и переходить на сторону моего сюзерена. Кампания была завершена в рекордные сроки — на 60 ходу (предел — 200); на все про все потребовалось 28 часов.

shogun2_2012-03-10_13-32-50-06

Прославившись, войска Сацумы получили право воевать под императорским флагом.

Самым неожиданным открытием персонально для меня стало полное отсутствие штыков в снаряжении армии XIX века. В случае с японской пехотой пренебрежение европейскими военными доктринами еще можно как-то списать на национальный колорит и нежелание совсем уж отходить от военных традиций, заложенных самурайским сословием, однако без штыков оказались не только местные вояки, но и элитные экспедиционные корпуса «заморских варваров».

shogun2_2012-03-01_12-27-18-22

Смотреть, как Королевская военно-морская пехота вяло отбивается от атак кавалерии саблями, нелегко – примерно так же нелегко, как сохранять ледяное спокойствие в ходе футбольного матча, где вратарь на последней минуте забивает автогол. Хочется взять рупор и покричать вглубь монитора: «Примкнуть штыки, становись в каре, дуболомы!». Дуболомы тем временем теряют половину личного состава и бегут врассыпную.

shogun2_2012-03-10_16-24-25-66

В результате неоднозначного геймдизайнерского решения «закатные» командиры, желающие надежно оградить свои войска от кавалерийских атак, вынуждены таскать за собой хотя бы пару-тройку отрядов «старорежимных» копейщиков, словно на дворе XVI век — эпоха пики и мушкета. Копейщики, что так же удивительно, как и штыковой дефицит, за минувшие столетия напрочь позабыли формацию «стена копий» и сильно уступают в эффективности своим сенгокудзидайским предкам. Следует признать, что к исторической достоверности все творящееся на поле боя имеет сильно меньшее отношение, чем могло бы иметь, распорядись Creative Assembly своими производственными активами иначе. В связи с тем, что публичные лица компании ответственно заявили о невозможности выпуска «DLC со штыками», надежда остается лишь одна – сообщество модостроителей, что регулярно дорабатывают серию напильниками разного калибра.

shogun2_2012-02-17_08-56-00-95

В арсенале каждого корабля — три типа боеприпасов: стандартные, взрывчатые (идеальны против деревянных судов), бронебойные (предназначены для борьбы с броненосцами). Кроме того, броненосцы могу таранить вражеские корабли.

По счастью, на этом неожиданности заканчиваются, и после небольшой «притирки» особенности локального армейского обустройства не вызывают каких-либо вопросов. Потренировавшись в ходе кампании на компьютерных оппонентах, можно выходить в онлайн-вертеп, где раздоры между сторонниками сегуна и императора выходят на международный уровень: дайме с Суматры нападает на русского командира в схватке за верфи, где строятся броненосцы класса «Л’осьон» (не шутка! Спросите французов, зачем они так называют свои корабли).

shogun2_2012-03-01_03-25-45-67

Апофеоз войны, японский вариант.

Каждая из двух противоборствующих сторон обладает своим собственным набором уникальных отрядов — есть повод внимательно изучить встроенную энциклопедию и выяснить, какой из отрядов лучше — «Красные медведи» или, например, «Белые тигры». Разница больше в названиях, нежели в ТТХ, поэтому выбор можно сделать, основываясь исключительно на личном мироощущении; в конечном итоге решающую роль в бою сыграют отряды линейной пехоты и артиллерия, одинаково доступные и тем, и другим.

shogun2_2012-03-10_13-59-42-25

В ходе сражения можно захватить вражескую артиллерию и использовать ее против врага. По окончании сражения пушки перейдут в полное ваше распоряжение.

Достижения времен Сэнгоку в онлайн-войне не засчитываются, поэтому все завоевания придется начинать с чистого листа и с новым генералом-аватаром. Старый в это время будет спокойно ожидать своего часа в одном из четырех слотов, отведенных под пользовательские аватары; рано или поздно XIX век набьет оскомину, и вы вернетесь в эпоху Воюющих провинций, с которой все и началось в реликтовом 2000 году.

shogun2_2012-03-04_23-11-28-62

«Shogun 2: Закат самураев» — практически безупречное завершение трилогии про суровых японских мужчин, рубивших друг другу головы и вспарывавших собственные животы при первой же удобной возможности. Это яркая, стремительная, залитая кровью и затянутая чадом паровых машин стратегия, которая подарит вам не только радость боевых побед с геополитическими триумфами, но и четкое понимание причин, по которым в стремительно меняющемся под катком индустриализации мире не осталось места для тех, кто предпочел бусидо капитализму.

Часть этой рецензии, опубликованной на Gamer.ru, угодила на упаковку игры.

img_1642