Необычные проекты «АвтоВАЗа»


289 Практика // 18.03.2017

У руля — автоэксперт Алексей Дмитриев:

Вопреки расхожему мнению, у работников «АвтоВАЗа» с фантазией всегда все было хорошо. Какие только смелые и оригинальные концепты не рождались в Тольятти! Иная заграничная компания могла позавидовать. Но о многих разработках вы наверняка не слышали. К сожалению, а иногда, впрочем, и к счастью, почти все необычные и интересные проекты либо не пошли в серию, либо производились в сильно ограниченном количестве.

Амфибия ВАЗ-2122

Когда в Тольятти наладили серийный выпуск «Копейки» и дело, что называется, пошло, тут же заводом заинтересовались в Минобороны. И (естественно!) заказали армейскую машину. А именно джип, который еще и плавать умеет. Амбициозные и «амфибиозные» идеи военных на «АвтоВАЗе» принялись воплощать в жизнь. Многофункциональную машину создали на базе «Нивы», и уже первые образцы показали отличные результаты. Скорость на воде 4,3 км/ч — и это только за счет колес. А радиус разворота остался таким же, как на суше. Собственного имени автомобиль не получил, хотя конструкторы «ласково» называли плавающий аппарат «крокодилом». После многочисленных доработок и испытаний в 1983 году Госкомиссия рекомендовала амфибию к производству. Но вояки сказали — денег нет. А жаль. Сейчас у «АвтоВАЗа» была бы машина, которую уж точно можно полноправно называть «тазиком».

«Лада Наташа»

Строго говоря, «Наташа» — это не совсем проект «АвтоВАЗа». Версию обычной «восьмерки» с открытым верхом в 1990 году сделали в Бельгии, хотя и при участии инженеров и дизайнеров из Тольятти. Все-таки сконструировать кабриолет — это вам не просто «убрать крышу». За пять лет собрали почти полтысячи «Наташ». Модификация даже добралась до Канады, не говоря о странах Европы. В России встретить эту машину с двойным женским именем практически невозможно. Слишком дорого было возить из Старого Света.

ВАЗ-21109 «Консул»

Было дело, «АвтоВАЗ» тоже пытался сделать представительский автомобиль для первых лиц. Получилась вытянутая «десятка» с телевизором, мини-баром и прочими атрибутами роскошного «членовоза». Как удлинять стандартные модификации, на «АвтоВАЗе» в 1995 году понятия не имели, поэтому доходили до всего методом проб и ошибок. Крышу, например, сварили из двух частей. А чтобы не видно было шва, обтянули ее кожей. В 1997 году чудо-лимузин показали Ельцину. По слухам Борис Николаевич оценил. А может, и нет. Неспроста ведь особой популярности автомобиль не снискал, а чуть погодя вазовцы решили сделать катафалк.

Электромобиль ВАЗ-1801 «Пони»

Мечтаете о «Тесле»? А между прочим, наш «АвтоВАЗ» начал разработку электромобиля еще в 70-х. Экспериментальных моделей на батарейках тольяттинцы сделали за всю историю завода немало, но мы выбрали парочку. Одна из них — «Пони». Это четырехместный открытый (надо же как-то компенсировать огромный вес аккумуляторов) автомобиль, который мог на скорости 40 км/ч проехать 110 км. Предполагалось использовать его на различных выставках, в курортных зонах… Проектом заинтересовались даже французы. Они думали применить советский электромобиль при строительстве туннеля через Ла-Манш. Но на «АвтоВАЗе» массовый выпуск так и не наладили.

ВАЗ-1152 «Эльф» и ВАЗ-1151 «Гном»

Еще один среди множества концептуальных электромобилей «АвтоВАЗа» — «Эльф». Его создали на базе микролитражки с другим сказочным названием «Гном». Это, чтоб вы представляли, укороченная версия «Оки». В свою очередь, «Эльф» по задумке был пляжным вариантом «Гнома». Да, вслух последняя фраза звучит особенно странно, но речь об автомобилях. И неплохих! «Эльф» участвовал в ралли электромобилей в Монте-Карло и занял второе место. Хотя до соревнований его сначала не хотели допускать — говорили, игрушка, а не автомобиль. Лишнее подтверждение тому, что на «АвтоВАЗе» умеют делать хорошие машины. Правда, умеют.