ГГГГГГ


208 Заветное // 27.09.2016

Говорят, что проект VVVVVV сделала компания Distractionware, целиком и полностью состоящая из 25-летнего ирландца по имени Терри Каванах. Это наверняка вранье. На самом деле VVVVVV создали то ли заблудившиеся путешественники во времени, то ли махровые программисты, провалявшиеся в анабиозе четверть века. Не может же, в самом деле, такое случиться, чтобы человек, выросший в эпоху окончательно и бесповоротно победившего хайтека, вот так запросто взял и сделал классическую аркаду образца 80-х.

Оказалось, может.

vvvvvv-free-download-8

VVVVVV – словно эхо минувших десятилетий: 8-битная графика, пятиклавишное управление, звуковое сопровождение, ставящее под вопрос целесообразность наличия звуковой карты в компьютере. Смотрим и видим картинку чуть ли не в духе раннего палеолита: по большой кучке пикселей ползет маленькая кучка пикселей; при этом количество цветов на экране можно перечесть, используя пальцы одной руки. Саундтрек VVVVVV, озаглавленный как PPPPPP (и уже изданный отдельно!) выполнен под стать игре: ритмичное многоголосие, надрывающийся SID-чип вместо симфонического оркестра и ни единого сэмпла. Автор винтажной музыки, швед Магнус Пелссон — довольно известная в узких кругах фигура: этот парень уже не первый год работает с 8-битным звуком и композиторствует «под старину».

preview_screenshot1_91001

В таком вот реликтовом аудиовизуальном окружении и происходит соприкосновение с игрой, далекой от современных дизайнерских изысков. Главный герой – капитан корабля с харизмой синей козявки – спасает своих коллег, затерявшихся в окружающем пространстве. Пространство представлено кишкообразными коридорами, гигантскими открытыми пространствами, летающими платформами, пружинящими бечевками и убийственными зубищами, которыми скалится буквально каждый закоулок. Чтобы спасти команду, все это царство победившего CGA* нужно исползать вдоль и поперек. Поскольку геройский капитан не умеет прыгать, ему пришлось научиться бегать по потолку, ввиду чего и без того не самый банальный платформер начал отчебучивать неожиданные коленца: для пересечении зубастой пропасти герой запрыгивает на потолок и шурует себе дальше, выписывает в полете замысловатые кульбиты, чтобы запрыгнуть за угол, нарушает законы притяжения и вообще ведет себя, словно адская сатанятина из кинотрешака про бесноватых экзорсистов. Ошибок местная акробатика не прощает: достаточно лишь самую малость передержать клавишу или раньше времени сигануть с места – и уже можно заказывать панихиду по безвременно ушедшему капитану-прыгуну. Благо, количество попыток бесконечно, а локации густо усеяны чек-пойнтами; в случае гибели не придется начинать прохождение с самого начала.

preview_screenshot7_91001

Отличить VVVVVV от чистокровной древнятины практически невозможно. Если отменить возможность сохранения игры и выдать, скажем, три попытки на прохождение всех уровней, получится живая классика во плоти – доисторически сложная, зубодробительная и заставляющая временами вспомнить весь комплект замысловатых выражений, услышанных случайно на стройке. Зато после успешного прохождения радости будет столько, словно прошел от Москвы до Берлина. Такой экспириенс дорогого стоит, не чета нынешним бирюлькам.

preview_screenshot2_91001

VVVVVV, в общем, успешно демонстрирует постулат о том, что талант всегда пробьет себе дорогу, и что для покорения умов (и кошельков, куда ж без этого) социума вовсе не нужны миллиардные бюджеты и государственная воля. Сейчас каждый второй бекмамбетов с пеной у рта доказывает окружающим, что любой — да вот хотя бы и он сам, дайте еще денег, а? — сможет заставить зрителя выдохнуть многократное «вау», показав ему не хрен собачий размером с девятиэтажку, да еще и в полном 3D. Не буду спорить с этим утверждением, но дополню его: выжать из окружающих то самое «вау»-в-периоде с помощью восьми бит дано отнюдь не каждому. Человеку-команде VVVVVV это удается с первых же секунд контакта.

cavanagh-expo1

Сам.

*первый стандарт цветных мониторов для IBM PC.


Впервые опубликовано в журнале «РС Игры», #3’2010